iPad в школе, апрель 2016

Содержание

О МИФАХ И ЗДРАВОМ СМЫСЛЕ

Использование планшетов в школе: аргументы «за» и «против»

ФОРМУЛА УСПЕХА

Виртуальный «круглый стол» с директорами образовательных учреждений

ВЫЙТИ ЗА РАМКИ ПРИВЫЧНОГО

Проектная деятельность в школе и не только

ЧАС КОДА

Азы программирования для каждого ученика

BETT SHOW

Современные технологии в сфере образования

ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ

Знакомство с британскими школами

ШКОЛА РОЗЕНБЕРГ

Бельгийский путь к системе «1:1»

Новая педагогика

ipad — за и против

О МИФАХ И ЗДРАВОМ СМЫСЛЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЛАНШЕТОВ В ШКОЛЕ: АРГУМЕНТЫ «ЗА» И «ПРОТИВ»

Сегодня как сторонники, так и противники активного использования современных технологий в образовании приводят самые различные доводы, чтобы убедить оппонентов. На одном полюсе — убежденность, что современные технические средства школам ничего, по большому счету, не дают, а стоят очень дорого. На другом — искренняя вера в то, что именно технологии смогут принципиально изменить образование. Давайте рассмотрим некоторые аргументы обеих сторон.

АРГУМЕНТ 1

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЛАНШЕТОВ ВРЕДИТ ЗДОРОВЬЮ

Суть проблемы скорее не в том, что использование планшетов по определению вредит здоровью, а в том, возможно ли так организовать работу с планшетами, чтобы это не сказалось на самочувствии детей. И ответ на этот вопрос есть.

02 января 2016 года вступило в силу Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24 декабря 2015 года № 81 «О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпиемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях».

В связи с тем, что современные электронные средства обучения (такие как компьютеры и планшеты) стали гораздо безопаснее, разрешено значительно увеличить продолжительность их непрерывного использования на уроках. Теперь учащиеся 1–2‑х классов могут пользоваться такими устройствами на уроке до 20 минут, 3–4‑х классов — до 25 минут, 5–6‑х классов — до 30 минут, 7–11‑х классов — до 35 минут.

АРГУМЕНТ 2

У ДЕТЕЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ИЗ-ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЛАНШЕТОВ И КОМПЬЮТЕРОВ НЕ РАЗВИВАЕТСЯ МЕЛКАЯ МОТОРИКА

Люди, приводящие этот аргумент, изначально исходят из того, что само наличие планшетов в школе предполагает непрерывное их применение на всех уроках с утра до вечера, что по определению невозможно. Использование этих устройств регламентируется прежде всего СанПиНами, о чем мы говорили выше, и здравым смыслом педагогов, которые определяют способы и инструменты для достижения учениками учебных целей. К тому же, современные дидактические требования к организации урока предполагают обязательную смену видов деятельности. В этом случае работа с планшетами становится просто одним из элементов занятия, который может естественным образом сочетаться с рисованием, аппликацией, лепкой — например, вылепленные персонажи сказки могут стать героями мультфильма, сделанного на планшете.

АРГУМЕНТ 3

ПЛАНШЕТЫ ТОЛЬКО ОТВЛЕКАЮТ УЧЕНИКОВ ОТ РАБОТЫ

Конечно, планшет может стать очень сильным отвлекающим фактором, особенно когда он впервые попадает в руки ребенка. Но таким же фактором может стать «Морской бой», «Крестики-нолики», сосед по парте или шум за окном. Если ученику не интересно на занятии, если учитель не смог его вовлечь в процесс, планшет будет только отвлекать. Но отсутствие планшета в этой ситуации не спасет урок. В то же время наличие такого инструмента может помочь организовать процесс обучения по-другому, замотивировать ученика.

АРГУМЕНТ 4

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЛАНШЕТОВ В КЛАССЕ НЕИЗБЕЖНО ВЕДЕТ К УЛУЧШЕНИЮ АКАДЕМИЧЕСКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Современные планшеты — удивительные инструменты с замечательным функционалом, с огромным количеством образовательных приложений, доступных для загрузки. Все это позволяет очень многое поменять в организации и проведении занятий. Но, тем не менее, это все-таки инструмент, и сам по себе он навряд ли может перестроить учебный процесс. Так же, как и раньше, очень многое зависит от учителя, от его квалификации, умения грамотно планировать, принимая во внимание имеющиеся в распоряжении средства, ресурсы и методики.

Более того, в ситуации, когда педагоги работают «по-старому», когда кроме фронтальной работы на уроке ничего нет, а учитель не пытается организовать самостоятельную деятельность учащихся и помочь им научиться конструировать собственные знания, планшеты попросту неуместны, и попытка использовать их ни к чему не приведет.

Современный планшет — это инструмент для реализации принципов новой педагогики, которая, в частности, предполагает обязательность применения деятельностного подхода, использования современных методик обучения и максимальную персонализацию образовательного процесса. Интеграция планшета в учебный процесс требует определенной подготовки со стороны учителя. Чтобы успешно пользоваться любым инструментом, нужно этому учиться. Интенсивность использования устройства определяется прежде всего принципом «не навреди» и здравым смыслом педагога-профессионала.

iPad — формула успеха

ФОРМУЛА УСПЕХА

ВИРТУАЛЬНЫЙ «КРУГЛЫЙ СТОЛ» С ДИРЕКТОРАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

На пять ключевых вопросов, касающихся использования новых технологий в образовании детей, отвечают руководители учебных заведений, активно включившихся в процесс внедрения современных средств обучения.

ВЕРОНИКА ФЕДОРОВНА БУРМАКИНА

Директор ГБОУ школа 1329, Москва

Почетный работник общего образования России, кандидат педагогических наук.

ГРИГОРИЙ ЕФИМОВИЧ ПЕЙСАХОВИЧ

Генеральный директор лицея «Бауманский», Йошкар-Ола

Заслуженный учитель России, кандидат педагогических наук.

АЛЕНА ВАЛЕРЬЕВНА МОЛОДНЯКОВА

Директор структурного подразделения «Детский сад Лигрёнок», Москва

Педагог-психолог высшей квалификационной категории.

ЭЛЬВИРА ВИКТОРОВНА ШАМОНОВА

Генеральный директор «Краевого центра образования», Хабаровск

Почетный работник общего образования России.

1

КАКИЕ ЦЕЛИ ВЫ СТАВИЛИ ПЕРЕД СОБОЙ, ПРИНИМАЯ РЕШЕНИЕ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПЛАНШЕТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ?

ЭЛЬВИРА ВИКТОРОВНА ШАМОНОВА

Cоздание открытой образовательной среды и выстраивание индивидуальных образовательных маршрутов не может быть реализовано без мобильных устройств. Дети хотят получать необходимую им информацию здесь и сейчас, на максимальной скорости, именно это поддерживает их интерес и позволяет сохранять высокую мотивацию в достижении образовательных целей. Мобильное устройство выводит обучение за рамки школы, открывает безграничный мир ежеминутно создаваемого знания, позволяет в режиме реального времени отслеживать величайшие открытия современности и участвовать в работе ведущих исследователей.

АЛЕНА ВАЛЕРЬЕВНА МОЛОДНЯКОВА

Навыки цифровой культуры, компетентности в использовании цифровых технологий для обучения и познания в условиях техногенной среды становятся базовыми для подрастающего человека. Но как помочь детям научиться пользоваться технологиями?

Обучение через игру — динамичный, захватывающий детское воображение процесс, который так естественен для дошкольников. Игровая деятельность — ведущая для дошколят, и любое средство обучения, которое воспитатель использует для своих подопечных, должно быть гибким, трансформируемым, мобильным. Мир современного дошкольника составляет не только привычная для нашего понимания игра, современная игровая деятельность переместилась в другую реальность — виртуальную, и она так же объективна для современного малыша, как и физическая действительность. И планшеты помогают детям, с одной стороны, легко освоиться в мире высоких технологий, а с другой — получать огромное удовольствие от самого процесса познания.

2

ПОЧЕМУ ВЫ ОСТАНОВИЛИ СВОЙ ВЫБОР НА iPad?

ВЕРОНИКА ФЕДОРОВНА БУРМАКИНА

Выбор учителей, родителей и детей в пользу iPad обусловлен надежностью, удобством и простотой в использовании. Помимо этого, как оказалось, у многих наших учеников такие устройства уже есть. Все это облегчает взаимодействие с iPad на уроках, дополнительных учебных занятиях, при выполнении творческих и научных проектов, что, в свою очередь, позволяет эффективно использовать время, поддерживать интерес учеников к изучаемому материалу.

ГРИГОРИЙ ЕФИМОВИЧ ПЕЙСАХОВИЧ

Это хороший вопрос, и мы не сразу нашли на него ответ. Возвращаясь к периоду принятия решения, отмечу: были разные предложения, различные точки зрения. Были споры, было сопротивление. И это хорошо! Как известно, опираться можно лишь на то, что сопротивляется… Мы прошли путь от рассмотрения вариантов использования обычных «читалок» (аргументы «за» — недорого, якобы меньше страдает зрение, и так далее) до окончательного принятия решения о приобретении iPad для всех учеников и учителей.

Почему? Основной аргумент, предполагающий абсолютно единственный правильный выбор, — это тот факт, что компания Apple рассматривает iPad не только как инструмент для коммуникации, но реализует комплексный подход обеспечения этого устройства всей инфраструктурой содержательных приложений, проектов, методической поддержки, развернутой в сторону динамичного развития. Образование, как говорят в Apple, находится в геноме самой компании — в этом мы многократно убедились позже. На момент принятия решения ни одна из компаний-производителей подобного оборудования такого подхода не реализовывала и, боюсь, не реализует до сих пор.

3

В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЮТСЯ РИСКИ ПРИ ВНЕДРЕНИИ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС?

ЭЛЬВИРА ВИКТОРОВНА ШАМОНОВА

Учителя неохотно переходят на использование мобильных устройств, и, скорее всего, причина далеко не в низкой ИКТ-компетенции. Планшет подрывает вертикальную связь между учеником и учителем, лишает последней возможности все контролировать и держать в поле зрения. Неуверенность в себе, в своем авторитете нередко является причиной отказа или запрета использовать мобильные устройства на уроках.

АЛЕНА ВАЛЕРЬЕВНА МОЛОДНЯКОВА

К сожалению, цифровая компетентность педагогов в настоящее время оставляет желать лучшего. Зачастую мы наблюдаем, что педагог не понимает, каким образом деятельность ребенка дополняется приемом работы с мобильным приложением. Как правило, воспитатели усаживают малышей перед готовыми цифровыми ресурсами, и дети бодро жмут на кнопки, выполняя алгоритм дидактической игры.

Этот же процесс можно с легкостью воспроизвести дома, без участия взрослого, а ценность педагогической ситуации — это взаимодействие педагога и ребенка, для этой цели и используются различные устройства и технологии. Электронные средства в обучении детей дошкольного возраста имеют свои ограничения, связанные с гигиеническими нормами применения подобных устройств, и совмещают традиционные детские виды деятельности с новым подходом. Здесь надо понимать, что планшет не подменяет, а дополняет традиционные виды детской деятельности новыми возможностями, которые другими средствами были бы труднодостижимы.

4

КАКОВА, НА ВАШ ВЗГЛЯД, ОПТИМАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕЙСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ?

ВЕРОНИКА ФЕДОРОВНА БУРМАКИНА

Оптимальная модель использования новых технологий в действующей системе образования — это умелое сочетание учительского общения, коммуникаций и новых технологий. Ни в коем случае не замена учителя! Цель — создание условий, в которых ученики смогут эффективно использовать существующие технологии для формирования собственных знаний. Если это получится, то успех обеспечен.

АЛЕНА ВАЛЕРЬЕВНА МОЛОДНЯКОВА

Использование электронных средств в образовании нужно рассматривать как педагогический прием, расширяющий возможности обучения. Это не курс информатики, это средство передачи знаний, не привязанное к определенной предметной области. В условиях детского сада мы считаем, что оптимальными элементами электронной среды будут интерактивная доска для групповой деятельности и технологии мобильного обучения с планшетами, как для групповой, так и индивидуальной работы с детьми. И здесь надо понимать, что эти элементы интегрируются в традиционные виды детской деятельности: игра, рисование, лепка, конструирование и т. д., не подменяя ее значение, а дополняя новыми видами занятий, такими как, например, объектное программирование.

5

КАК ВЫСТРОИТЬ ОБЩЕНИЕ С УЧИТЕЛЯМИ И РОДИТЕЛЯМИ, ЧТОБЫ ЗАРУЧИТЬСЯ ИХ ПОДДЕРЖКОЙ?

ГРИГОРИЙ ЕФИМОВИЧ ПЕЙСАХОВИЧ

Решение этой задачи в школе должно осуществляться пошагово, с бóльшей долей уважения к любому мнению. Но для того, чтобы мнение уважать, его надо услышать, изучить и интегрировать в общую канву решения задач. Для этого в нашем лицее была создана специальная рабочая группа из числа наиболее активных как сторонников проекта, так и сомневающихся в нем. Был открыт специальный форум на сайте школы, где каждый мог аргументированно выражать свое мнение, высказывать сомнения и давать рекомендации.

Очень важно в момент определения позиций никуда не спешить. Для популяризации идей и снятия необоснованных опасений относительно использования iPad в среде педагогов была организована группа «учителей-наставников», которые прошли дополнительное обучение по программам профессионального развития Apple. Их задачей было провести постепенное обучение всех учителей школы работе со специальными приложениями на планшетах и в социальных сервисах. Ими же был создан комплект инструкций-«методичек» по использованию приложений, рекомендации по их применению на различных этапах урока. А методические объединения нацелились на разработку приемов работы на уроке, учитывающих возможности, которые открыл учителю iPad.

И я особо подчеркну важную роль администрации школы в этом процессе, от которой требуется создать атмосферу открытости, взаимопомощи, обмена опытом и радости за успех другого.

iPad в школе и дома глазами родителей

iPad В ШКОЛЕ И ДОМА ГЛАЗАМИ РОДИТЕЛЕЙ

Мы — за новые современные технологии, поэтому сразу поддержали нововведение школы. Покупка планшета ребенку стала для нас инвестицией в его образование и развитие. Сын начал использовать планшет не только для игры, но и для работы. Сегодня он редко пользуется учебниками, все его книги — в планшете. Ему нравится делать различные видеопрезентации, выполнять другие задания по учебной программе. Время использования iPad сыном мы специально не ограничиваем, но иногда напоминаем о регламенте. А вообще он сам себя контролирует. Это тоже позитивный фактор «воздействия» планшета — у ребенка формируются и закрепляются навыки не только саморазвития, но и самоорганизации, эффективного контроля за своим временем. Считаю, что iPad принес самое главное: привил школе умение ладить с новыми технологиями.

ЭЛЬВИРА КУКЛИНА,
мама ученика 8 класса, лицей «Бауманский»

Идея использования планшетов в школе нам понравиась не сразу: мы думали,что ребенок будет отвлекаться от уроков, уделять время играм, а не учебе. Но, как оказалось,— это очень удобное и полезное устройство, неотъемлемая часть учебного процесса. iPad мы купили за три месяца до его внедрения в школе, и ребенок был в восторге. Какое-то время планшет заменял ему все остальное. Довольно быстро сын освоил планшет и стал использовать его чаще в учебных, чем в развлекательных целях. Он открыл для себя новые функции iPad, новые приложения, помогающие в обучении, и понял, что это не просто игрушка, но и необходимая школьная принадлежность, главная функция которой — именно помощь в обучении.

АЛЕКСЕЙ МАТВЕЕВ,
отец ученика 8 класса, лицей «Бауманский»

Я как отец подростка всегда был против планшетов, считая, что дети будут проводить все свободное время в Интернете. Да и зрение с осанкой это устройство явно не улучшит. Однако, я не препятствовал покупке iPad, понимая, что нельзя игнорировать просьбы сына о приобретении планшета. Решил — понаблюдаю, как ребенок будет его использовать. К моему удивлению, сын оказался продвинутым пользователем всевозможных приложений. Да и мое беспокойство о безмерном времяпровождении с планшетом не подтвердилось. Я вспоминаю свое детство — как мы проводили время? Да, мы много и увлеченно читали. И мой сын имеет доступ к такому огромному количеству литературы, о каком мое поколение могло только мечтать. Причем он не просто читает, он обсуждает книги в форумах и пишет свою книгу в Book Creator. Мое детство — это улица с мальчишками. Но сейчас сын не просто гуляет, а успевает наблюдать за различными природными явлениями и снимать их на планшет. Кроме того, он делится отснятым материалом с ребятами в группах по интересам или обсуждает его с учителем на уроке. У нас в детстве была музыкальная группа. Вот и у сына, благодаря планшету, появились всевозможные музыкальные инструменты. Они с ребятами не только пишут музыку и исполняют ее в GarageBand, но и устраивают концерты для своих друзей. О возможности снимать и озвучивать фильмы в нашем детстве даже мечтать не приходилось. А сын с легкостью готовит материал в iMovie для своего канала на YouTube. Я уверен, что iPad может стать настоящим помощником вашему ребенку. Ну а родителям я бы дал несколько простых советов:

  • не стоит пользоваться планшетом в постели без дополнительного освещения;
  • планшет не должен быть наградой за хорошее поведение;
  • помогите своему ребенку найти нужные приложения и изучите их вместе с ним (многие приложения — отличные энциклопедии, где можно найти необходимую информацию, минуя Интернет, тем самым вы оградите ребенка от нежелательного контента, с которым он может столкнуться в Сети);
  • не забывайте: никакие гаджеты не способны заменить родительского внимания.

ДЕНИС РЯСНОЙ,
отец ученика 8 класса, школа 1389

ipad — выйти за рамки привычного

ВЫЙТИ ЗА РАМКИ ПРИВЫЧНОГО

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ШКОЛЕ И НЕ ТОЛЬКО

Не секрет, что уроки, даже самые современные, могут быть как хорошими, так и плохими. И, как ни прискорбно это осознавать, как раз погоня учителя за новыми средствами обучения, желание насытить урок техничными приемами и гаджетами может стать одной из причин рождения не очень удачного занятия. Хорошим урок становится, в частности, когда выбор средств и технологий определяется поставленными целями. Но где лежит та грань, которая отделяет успех педагога от неудачи? Своим опытом использования новых форм обучения, «гибкой образовательной среды» на уроках естественнонаучного цикла делится Светлана Охотникова, учитель биологии и естествознания лицея «Бауманский».

ipad — выйти за рамки привычного

Я преподаю в «Бауманском» уже четвертый год. В начале своей деятельности я, как любой другой учитель, делающий первые шаги на пути применения iPad в классе, использовала приемы фронтальной работы и много демонстрировала со своего планшета детям: показывала в процессе изучения новой темы видеофрагменты, изображения, инфографику и различные презентации. Чтобы облегчить ребятам подготовку домашних заданий и закрепление изученных на уроке тем, я записала курс видеолекций по ботанике. Язык изложения материала в кадре я постаралась сделать максимально интересным и захватывающим для шестиклассников. Курс был размещен на платформе iTunes U, и первый год его применения в классе показал: индивидуальный темп подготовки к уроку каждым учащимся, заложенные в нем приемы «опережающего обучения» и «перевернутого класса» позволили поднять успеваемость по моему предмету.

Но вскоре передо мной встала другая проблема, о которой я в начале своей работы с iPad даже не догадывалась. Работая с iTunes U, дети привыкли за короткое время изучать новую тему в моем курсе и оперативно выполнять приведенную там же домашнюю работу. Это привело к тому, что ученики стали привыкать к получению «быстрых» результатов: быстро решил задания по новой теме — быстро получил отметку — быстро переключился на другой предмет и быстро забыл то, что тебе задавали. Так знания, получаемые детьми, стали напоминать фрагменты большого пазла, который к концу учебного года оказался в разобранном состоянии.

Собрать разрозненные знания и опыт учеников в единую картину помогла проектная деятельность, где iPad стал одним из важнейших инструментов. Мы использовали планшет, как «копилку» для полученных данных, как измерительный прибор. С его помощью мы обобщали и делали выводы. Я видела легкость и высокую вовлеченность ребят в процесс работы над проектами, и при этом сама испытывала стремление искать новое и развиваться.

Для оформления работ по проекту мы используем различные приложения. Pages удобно для текстовых материалов, Numbers — для построения таблиц и графиков. iMoove позволяет запечатлеть методы нашей работы и особенности жизни червей, вести хронологию проекта. Презентациями Keynote мы пользуемся при выступлениях на конференциях и на докладах о работе проектных групп. Popplet помогает в подготовке плакатов и схем в инфографике, а Explain Everything позволяет выпуск скринкастов на тему проекта.

Здесь необходимо подчеркнуть, что любой детский проект изначально четко обозначал задачи, решение которых казалось важным каждому из моих учащихся. В этом заключалась и свобода, и ответственность выбора ребенка в рамках данного вида деятельности. И не удивительно, что все мои ученики нашли задачи для своих проектов вне школьных стен: четыре стены кабинета вряд ли решили бы вопросы чистоты воды в озере, разнообразия видов лесных птиц или границ физических возможностей подрастающего организма.

Приведу один пример. Изучая тему «Лес», мы не сидели за партами, а собрали «рюкзак» нужных знаний по разным предметам и отправились в Пригородное йошкар-олинское лесничество. Здесь мои учащиеся стали физиками, биологами, математиками и химиками, изучили историю местности и ее географию, используя Интернет-ресурсы. Ребята прогнозировали развитие всего лесного массива и отдельных деревьев.

В результате использования проектных данных мои юные исследователи выяснили, что водоносная скважина, вырытая рабочими 50 лет назад, сегодня приводит к вымиранию пригородных лесных массивов сосны. Более того, своим открытием ученики смогли повлиять на решение вопроса чиновниками о закрытии скважины в данном месте и поиске менее вредных альтернатив водоснабжения города.

Материалов, полученных в ходе экспедиции, нам хватило на год вперед: фотографии муравейников, короедов, лесных птиц и других животных, данные о поврежденных деревьях и многое другое хранилось в iCloud. Собранные летом во время образовательных практик электронные гербарии и коллекции насекомых ребята с большим интересом используют в зимнее время на уроках в школе. А фильм в iMovie, который мои ученики создали в качестве отчета об экспедиции, вдохновил детей из младшей школы на собственные исследовательские проекты.

Еще одним важнейшим звеном работы в нашей школе является внеурочная межпредметная деятельность, ведь без нее даже самый вариативный учебный курс не в состоянии сформировать у ученика полноценную картину мира. В этом году в рамках внеурочной работы я начала использовать междисциплинарный подход в соответствии с моделью STEAM (интеграция предметов естественнонаучного, технологического и математического циклов). Первой ласточкой стал проект Worms. Inc, который мы организуем в параллели седьмых классов.

ipad — выйти за рамки привычного

Задачей для школьников было выбрано изучение калифорнийских дожевых червей и влияния, оказываемого их популяцией на плодородие почвы школьного двора. При этом у каждого из трех классов (естественнонаучного, экономического и математического профилей) в проекте своя роль.

Ученики естественнонаучного профиля заняты изучением самого объекта — калифорнийского червя: его рациона питания, развития и размножения, оптимальных условий разведения. Дети выяснили, что идеальный рацион питания червя — смесь пищевых отходов школьной столовой и проверочных и контрольных работ с неудовлетворительными оценками на традиционном бумажном носителе.

В свою очередь, ученики экономического профиля, основываясь на данных естественнонаучного класса, прогнозируют выход «продукции» — плодородного грунта и количество партий червей на продажу, для чего они изучают емкость рынка в городе и проводят ряд маркетинговых исследований.

Математический же класс выступает консультантом в инженерных расчетах при проектировании контейнера-«дома» для беспозвоночных обитателей.

Обмен проектными данными в нашей STEAM-мастерской проходит не только на еженедельном сборе-планировании, где ученики вносят поправки в ход работ, но и в социальных сетях, где ребята обмениваются новыми идеями и информацией. Важно подчеркнуть, что диалоги в социальной сети, обмен предложениями, решение текущих вопросов проекта не только поддерживают активность ребят, но и позволяют стимулировать их учебную деятельность за пределами класса и школьного здания. Да и само коллективное научное творчество, совместное решение задач в открытой информационной среде, раздвигают рамки предметов, методов, форм работы в школе, делая процесс обучения не только гибким, но и цельным, проблемно-ориентированным и динамичным.

ipad — час кода

ЧАС КОДА

АЗЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ ДЛЯ КАЖДОГО УЧЕНИКА

С 4 по13 декабря 2015 года в России во второй раз состоялась образовательная акция «Час кода», в рамках которой в школах провели специализированные уроки информатики, познакомившие детей с азами программирования. Цель мероприятия — приобщить молодое поколение к ИТ-сфере, показать перспективы и преимущества работы в этой области, позволить школьникам почувствовать себя программистами, самостоятельно написав код. Об этой интересной инициативе рассказывает Анна Раздорская, тренер профессионального развития педагогов Apple Professional Development (APD).

ipad — выйти за рамки привычного

Впрошлом году мне дважды удалось поучаствовать в подобном мероприятии. 11 декабря в гимназии № 1506 на увлекательных занятиях по программированию поработали 30 учащихся 4–5 классов, 12 декабря в школе № 1413 «Час кода» собрал 15 четвероклассников. В силу того, что в первой школе была запланирована работа с учениками начальных классов, которые еще не сталкивались с информатикой, а во второй, наоборот, азы предмета детям были уже знакомы, занятия оказались построены совершенно различным образом.

Ребята начальной школы сразу обратили внимание на название занятия — The Hour of Code. Почему час (hour), они поняли быстро, но вот слово code заставило их задуматься. Ученики предлагали различные варианты: от кода, который набирают при входе в подъезд, до штрих-кода на продуктах в магазине. Подсказка с изображением клавиатуры и последовательности из нулей и единиц в итоге помогла определить нужное значение слова code, и дети догадались, что предстоящее занятие связано с программированием.

Следующим этапом было интересное и наглядное упражнение: ученики должны были инструктировать одноклассника, как пройти по наклеенной на полу дорожке. Главное условие для ведомого — идти туда, куда ему сказали, даже если это приводит к выходу за линию маршрута. Конечно, в первый раз ученик оказывался за пределами дорожки — ребята то забывали дать команду «поверни», то путали «лево‑право», то неточно подсчитывали количество шагов, но впоследствии они стали внимательнее к своим интрукциям.

Продемонстрировать учащимся, что программирование проще, чем кажется, учителям помогают два Интернет-ресурса, созданных с этой целью. На сайте проекта code.org предлагаются восемь интересных сценариев, в рамках которых ребята могут создавать блоки кода, чтобы помочь любимым героям из Angry Birds, Minecraft, Flappy Bird присоединиться к Анне и Эльзе в их исследовании магии и красоты льда и даже программировать дроидов, создавая собственную игру в далекой галактике по мотивам «Звездных Войн»! Тренажеры, рассчитанные, по мнениюсоздателей, на пользователей «4–104 лет», сопровождаются подробными объяснениями на русском языке и работают на любом устройстве, подключенном к сети Интернет. На русскоязычном сайте часкода.рф представлен тренажер, в котором посредством программирования дети могут пройти увлекательный путь, чтобы найти сокровища. Он ориентирован на учащихся 5–11 классов.

После работы с реальными маршрутом и исполнителем ученики попробовали свои силы в управлении виртуальным героем. В приложении Beebot на iPad они вели пчелку к цветку, сначала набирая весь необходимый путь стрелками «вперед-назад-влево‑вправо». Для выполнения задания ребята разделились на группы по 3–4 человека. Интересно было наблюдать, как внутри группы учащиеся договаривались, какой маршрут верный, какие команды необходимы, кто будет их набирать. А как азартно ребята следили за исполнением пчелой заданных ими команд, машинально всем телом «проходя» этот путь вместе с ней! И мальчики, и девочки охотно включились в работу, старались успеть продвинуться как можно дальше, несмотря на то, что каждый следующий уровень был сложнее предыдущего.

Затем пришло время объединить опыт управления виртуальным героем и реальную ситуацию, и на следующем этапе занятия ребята вернулись к дорожкам на полу. Теперь они разделились на две группы, у каждой из которых была своя дорожка, робот-шар Sphero и iPad с запущенным приложением MacroLab, где можно было управлять роботом-шаром с помощью блоков команд. Задачей учеников было провести по маршруту робота. Конечно, перед началом работы они разобрались с управлением роботом-шаром, выяснив, как выбрать направление движения, какие параметры движения можно менять, чтобы он проехал нужное расстояние. Для работы с приложением MacroLab каждая группа получила распечатку с переведенными на русский язык командами и пошаговым описанием работы. Это позволило ребятам действительно работать самостоятельно — помощь инструктора была им практически не нужна. В итоге, по обоим маршрутам удалось успешно провести роботов — и восторгу от достижения цели не было предела!

Закончилось занятие вручением сертификатов участников акции, что также порадовало ребят.

Четвероклассники школы № 1413 к моменту участия в акции «Час кода» почти полгода знакомились с программированием, поэтому провести виртуальную пчелку к цветам или реального робота по дорожке с двумя поворотами уже умели. Более того, они даже выяснили, как сделать так, чтобы робот Sphero проехал ровно три метра, меняя время его движения или скорость, хотя необходимую для расчета формулу еще не проходили на уроках.

ipad — выйти за рамки привычного

Занятие, посвященное программированию, стало для этих учеников возможностью попробовать что-то новое, неизведанное. Им было предложено интересное творческое задание: поиск выхода из лабиринта.

Сначала ребята прорисовывали сам лабиринт, сфотографировав маршрут и добавив фото на лист в приложении Paper. Выяснилось, что выходов из лабиринта два, и, соответственно, ученики разделились на две группы. Они вышли в рекреацию, где лабиринт был перенесен на пол. В его центр поместили роботов Sphero, и ребята начали составлять программы согласно найденному маршруту выхода. Одной команде это удалось, другая же поняла, что по объективным причинам (скользкий пол, двигая по которому робота трудно обеспечить точное осуществление всех необходимых поворотов) задача невыполнима.

Обсуждая, как выйти из этой ситуации, кто-то из ребят пожалел, что наши роботы не умеют летать. Разочаровывать детей не входило в мои планы, и мы заменили робота на дрона Parrot, способного летать. Чтобы управлять им, пришлось познакомиться с новым приложением — Tickle. Найдя уже знаомые команды — «двигайся», «повернись», ребята повторили придуманный маршрут со всеми сложными поворотами для дрона. Теперь скользкий пол не мешал, и все получилось! Поведение учеников на этих занятиях, их реакция на успешное выполнение заданий еще раз убедили меня в том, что программирование — современное умение, которое недаром ставят в один ряд с навыками чтения, счета и письма.

Совершенно не важно, станут мои ученики программистами в будущем или выберут иную стезю, эти занятия помогают развивать алгоритмическое мышление, которое является важной составляющей сознания человека XXI века.

ДЕТИ О РАБОТЕ С iPad

С начала учебного года английский язык нам помогает изучать iPad. Мы делаем небольшие проекты в разных приложениях. Сейчас наш класс участвует в фестивале «Мир вокруг нас». Перед нами стояла задача — разработать и представить маршрут по одной из стран мира. Показать, какие интересные города можно посетить, рассказать о главных достопримечательностях и обо всем, что нужно знать тому, кто впервые посещает эту страну. Нас разделили на команды. Мы с подругой решили выбрать Италию. Знания, полученные на уроках истории и географии, помогли нам в работе над проектом. Свой рассказ мы соединили в короткий фильм, который сами озвучивали на английском языке. Во время работы над фильмом мы узнали об итальянских городах, достопримечательностях, национальных блюдах и т.д. А в конце ролика планируем задать несколько вопросов, чтобы проверить, насколько одноклассники будут внимательно смотреть фильм. Каждая команда должна представить свою работу на большом экране в классе. Мои одноклассники тоже готовятся, делая на iPad мультфильмы, книги, видеоролики.

АНАСТАСИЯ СИЛАЙКИНА,
5 класс, школа 1329

В нашей школе уже давно применяются новые технологии, а iPad мы используем в учебе третий год. Сразу же скажу, что iPad гораздо удобнее обычных компьютеров и интерактивных досок, и он реально облегчает работу на уроке. В нем есть разные приложения, которые помогают в учебе, такие как Popplet, Quick graph, Quizlet, Nearpod, Keynote, Socrative, iMovie и еще масса других. В последнее время я пользовался приложением iMovie и делал в нем разные видео. Например, недавно нам на уроке обществознания учитель дала задание сделать рекламный ролик какого-нибудь товара. Мы нашли рекламу iPhone 5s и пересняли ее на свой лад: «разыгрывали» с одноклассниками фрагменты интервью Тима Кука, Джони Айва и Крейг Федериги и затем монтировали их в нашу «учебную» рекламу, которую мы уже переозвучили в той же программе. Так iPad стал для нас необходимым инструментом для выполнения домашнего задания. Он заменил мне компьютер, видеокамеру и диктофон.

ДМИТРИЙ ТОЙШЕВ,
10 класс, лицей «Бауманский»

Сейчас я работаю над голографической пирамидой — хочу показывать с ее помощью трехмерные изображения на своем iPad. Конечно, такие пирамидки уже продаются в магазине, да и в Интернете есть ролики, как смастерить эту нехитрую конструкцию своими руками. Но пирамиды, которые получаются, если их создавать по этим инструкциям, слишком маленькие — они рассчитаны для других планшетов и для iPhone! Поэтому я решил строить свою собственную пирамидку, которая полностью бы подходила под мой iPad. Сперва я измерил размеры экрана и выяснил, что максимальная длина стороны квадрата, который можно вписать в него — 15 см. Воспользовавшись полученными на уроках геометрии знаниями, а именно теоремой Пифагора и свойствами равносторонних треугольников, я сперва рассчитал свое детище на бумаге, а затем проверил правильность расчетов, собрав модель пирамидки из картона. Сейчас я ищу полупрозрачный материал, который не боится деформации и очень хорошо отражает свет, как оргстекло. Скоро я соберу из него свою 3D-пирамидку и поражу своих одноклассников и учителей трехмерными видео на школьной научно-практической конференции.

ЛЕВ ФЕДОСОВ,
8 класс, лицей «Бауманский»

Окно в европу

BETT SHOW

BETT SHOW

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

В конце января этого года в выставочном центре Excel на востоке Лондона прошла 32‑я выставка BETT show. Расшифровывается эта аббревиатура так: British Educational Training and Technology show, из чего следует, что на выставке представлены технологические компании, работающие в сфере образования. Увидеть здесь можно было как известных «гигантов» — Microsoft, Google, BBC, Apple, так и маленькие компании, а также образовательные стартапы.

BETT SHOW

Территория выставки поистине огромна — это зал длиной 1,5 километра! Экспозиция BETT show открыта в течение четырех дней, так что времени увидеть все, что может заинтересовать в данной сфере, вполне достаточно. Помимо собственно стендов, представляющих оборудование, программное обеспечение и сервисы, важная часть BETT — выступления известных специалистов в области образования, дискуссионные площадки и мини мастер-классы (в том числе и на стендах).

Более 600 участников выставки представили свои новейшие и самые удачные разработки. На некоторых из них хочется остановиться подробнее.

Продукция Apple была представлена шестью независимыми образовательными партнерами, объединившими свои усилия на одном большом стенде, который назвали Apple Village. Решения для системы образования демонстрировались по периметру стенда. Внутри же была своеобразная сцена, на которой делились своим опытом педагоги группы Apple Distinguished Educators — прошедшие особый отбор работники образовательных организаций, активно и успешно использующие в своей деятельности информационные технологии. Одни выступления касались стратегических вопросов, на которые приходится искать ответы руководителям школ при организации мобильного обучения и разворачивании модели «1:1». Другие сообщения погружали слушателей в проблемы педагогической деятельности. Учителя делились своим опытом относительно того, как можно визуализировать сложные понятия с использованием простых и доступных инструментов, как происходит трансформация оценивания деятельности учащихся при использовании идей мобильного обучения, как осуществляется выход образовательного процесса за пределы классов.

STEAM ЗОНА

Новинкой этого года стала STEAM Village — платформа для знакомства педагогов с идеями междисциплинарного и прикладного подхода. Здесь можно было послушать выступления по теме и поучаствовать в живых демонстрациях самых новых проектов, помогающих ученикам и учителям реализовывать STEAM-образование, предполагающее понимание мира во всех его взаимосвязях. Звездой зоны STEAM стал карманный программируемый компьютер micro:bit от BBC, который окажется в школах Великобритании в руках всех учащихся 11–12 лет уже в этом году.

BETT SHOW

Компания Lego открыла на своем стенде «Центр инноваций», где посетители могли послушать выступления учителей, использующих в своей работе продукты Lego Education. Также здесь можно было поработать с уже полюбившимся набором для создания роботов Lego Mindstorms и с совершенно новым Lego WeDo 2.0, который теперь легко программируется через приложение для мобильных устройств.

На стенде разработчиков приложе ния для организации «безбумажного» класса Showbie, в котором все материалы выдаются учителем, сдаются учениками и проверяются в цифровом виде (в том числе и с помощью голосовых записей), в рамках серии мастер-классов были продемонстрированы совершенно овые функции, такие как обсуждения внутри классов, журнал оценок, цифровое портфолио и родительский доступ.

На своем ярком стенде Microsoft объявил о приобретении MinecraftEdu и о работе над новой расширенной версией Minecraft для школ. Цель компании — создание более доступной и эффективной системы для решения образовательных задач.

Многие экспоненты представляли решения для инфраструктуры школ, так или иначе двигающихся в сторону цифрового мира. Многочисленные WiFi-роутеры, кейсы для зарядки и хранения планшетов потеснили стенды со школьной мебелью и проекторами. Идея о том, что начинать нужно именно с инфраструктуры, буквально витала в воздухе.

АРЕНА BETT

В самом центре зала расположилась сцена BETT-арены. В программе выступлений звучали известные имена: автор знаменитого эксперимента «Дыра в стене» — профессор Сугата Митра, создатель Академии Хана — Салман Хан. Были затронуты такие актуальные темы, как повышение интереса девочек к программированию, обеспечение открытого доступа к образовательным ресурсам, работа с большими данными, готовность учеников к цифровому будущему и многие другие. Обсуждалась и реализация инициативы STEAM — обучение учеников с применением междисциплинарного и прикладного подхода, когда пять дисциплин (предметы естественно-научного цикла, технология, инженерия, искусство и математика) интегрируются в единую схему обучения.

На маленьком стенде очень популярного приложения Explain Everything (о нем мы писали в первом номере журнала) было объявлено о новом продукте — Explain Everything Collaborative Whiteboard, который позволяет работать в одном интерактивном проекте и делить один общий экран для восьми учащихся.

BETT SHOW

Уже второй год на выставке наблюдается изобилие сервисов для управления работой в классе. Их действительно много, и есть из чего выбрать, что не удивительно, поскольку все больше школ осознанно включают в свою деятельность идеи мобильного образования, а без подобных сервисов это очень непросто.

Приятным дополнением программы выставки были выступления iPad Band — музыкальной группы, которая играет на реальных и виртуальных инструментах. Музыканты из школы Bohunt пели хиты последних лет и на сцене Apple Village, и на главной BETT арене, не только развлекая посетителей, но и наглядно демонстрируя, что использование цифровых устройств для реальной жизни возможно и доступно. Дети без стеснения и страха шутили, танцевали, играли и пели для тысяч взрослых и, самое главное, получали от этого удовольствие.

Выставка BETT — важное образовательное событие Европы, посетив которое можно ощутить те движения, что происходят или вот-вот произойдут в системе образования, подготовиться к ним, взять для себя лучшее. Более подробно об этом мероприятии можно узнать на сайте выставки www.bettshow.com или из блогов, в том числе по хештегу #Bett2016 в «Твиттере».

ipad - ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ

ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ

ЗНАКОМСТВО С БРИТАНСКИМИ ШКОЛАМИ

В середине января этого года делегация Московского Педагогического Государственного Университета (МПГУ) отправилась знакомиться с образовательной системой Великобритании. Российские преподаватели и студенты посетили ряд британских школ и получили непосредственное представление о практиках использования iPad в учебном процессе. Об этой познавательной поездке рассказывает студентка второго курса факультета начального образования Анна Писарева.

Flitch Green Academy

20 января • Tanton Road, Flitch Green, Dunmow

BETT SHOW

Первой школой, которую посетила наша делегация, была Flitch Green Academy, активно сотрудничающая со всемирно известной компанией Apple и постепенно внедряющая новые современные технологии в образовании. В самом начале экскурсии директор и завуч рассказали нам об истории создания школы и основных принципах построения обучения в ней. Они просили нас обратить особое внимание на то, что техника сама по себе не приводит к какому-либо положительному результату, самое важное — это правильная организация процесса обучения, который может активно сопровождаться техническими средствами. Примечательно, что данная идея прозвучала и в других увиденных нами школах, использующих технологии Apple.

Начальная общеобразовательная школа основана в 2008 году.

Ученики неизменно показывают на тестированиях высокие оценки, что дало школе право получить статус Академии.

Компьютерные технологии в школе призваны развивать речь и умение слушать. Учителя считают, что это особенно важно для стеснительных учеников.

Академия гордится тем, что ее ученики каждое утро идут в школу с радостью.

Правовой статус Академии предполагает полную самостоятельность организации при определении своей образовательной политики. Тем не менее, руководством данного учебного заведения было принято решение взять за основу общие для Великобритании стандарты обучения. Опыт и знания школьники получают с учетом основных требований Британского министерства образования. Они дополняются развитием основных социальных навыков, а именно: общения с другими детьми, взаимодействия с учителем, коллективной работы, критического мышления и исследовательской деятельности.

Процесс обучения и получения новых навыков педагоги Академии успешно дополняют использованием современных технологий и развитием креативного подхода. В школе iPad выделяются не из расчета на каждого ученика, а по нормативному принципу. В Flitch Green Academy данный норматив составляет 12 устройств на класс. Расширение технической базы в данный момент не планируется по двум причинам: во‑первых, обеспечивается экономия денежных средств; во‑вторых, реализуется основная задача начальной школы — научить ребенка активно взаимодействовать с окружающей его средой, включая других детей. Именно поэтому в Академии работа организована по группам, что, безусловно, способствует развитию навыков общения. Стоит отметить, что в Flitch Green Academy школьники, работающие в группах, чувствовали себя максимально комфортно, абсолютно не отвлекаясь от учебного процесса.

Экскурсию по школе для нас проводили сами ученики. Учительская и кабинет директора находятся в главном здании, однако отдельно от классов со школьниками. Пространство класса организовано следующим образом: в каждом помещении висит телевизор с приставкой Apple TV, что позволяет выводить информацию с любого используемого девайса на экран. В кабинете дети используют абсолютно все пространство, особенно это заметно в младших классах, где, несмотря на наличие парт, группы школьников могут работать у бассейна с камнями или сидеть на ковре перед большим телевизором. Все успехи детей не остаются без внимания, они выставляются в классе на всеобщее обозрение: существует так называемая «гора достижений», где можно наблюдать прогресс школьников. Плодами творчества учеников заполнено не только пространство в классах, но и коридоры, где вывешиваются самые интересные проекты детей.

Школа Bohut

21 января • Longmoor Road, Liphook, Hampshire

BETT SHOW

Наше знакомство с этой школой началось с презентации, представленной завучем образовательного кластера Bohunt. Здесь обучаются дети 11–16 лет и, в отличие от Flitch Green Academy, где основное значение придается навыкам коммуникации ребенка, в Bohunt внимание преподавателей и администрации сосредоточено больше на самом процессе образования.

Школа основана в 1978 году. В данный момент в ней обучается 1 200 учеников. В 2014 году школа награждена национальной премией TES.

Технологии компании Apple используются в школе вот уже почти десять лет.

Повышенное внимание уделяется театральному искусству. В школе регулярно с большим успехом ставятся спектакли и мюзиклы.

Созданы все условия для серьезного занятия спортом.

Благодаря прекрасно проведенной презентации мы сразу узнали ряд важных моментов, касающихся данной школы.

  • По своим показателям Bohunt не только ведущая школа в графстве Гемпшир, но и одно из лучших образовательных учреждений Великобритании.
  • «Взрыв» образовательных показателей в школе начался в 2006 году, когда после смены руководства здесь стали активно внедряться технологии Apple.
  • Современные технологии — только инструмент в работе педагогов, и ничего более.

Познакомившись с Bohunt поближе, мы смогли оценить сходство и отличие ее от предыдущей школы. Образовательное пространство здесь организовано иначе, чем в Flitch Green Academy, поскольку эта школа значительно больше внимания уделяет непосредственно академической части учебного процесса.

Столы, за которыми сидят школьники, расставлены так, чтобы ученики работали в группах, но ребята могут работать только за ними, ни о какой деятельности на полу, около бассейна и в других местах речи не идет. В Bohunt к проектору или телевизору имеет доступ только преподаватель.

В этой школе имеется прекрасно оборудованный музыкальный класс, в котором можно найти все необходимое для создания и записи собственной музыки.

Также в Bohunt есть собственный театр, где проходят уроки драмы. Обычно на таких занятиях школьники создают театральные постановки на основе литературных произведений, причем не на уровне самодеятельности, а под руководством квалифицированного педагога.

Спортивные площадки оборудованы в Bohunt и в помещении, и во дворе. Наружное спортивное пространство значительно больше, чем в Flitch Green Academy, и прекрасно организовано. Здесь имеются размеченные футбольные поля, баскетбольные площадки и т. д.

Elm Park Primary School

23 января • Nicholls Lane, Winterbourne, Bristol

BETT SHOW

В Elm Park Primary School обучаются дети с 5 до 13 лет. Что интересно, эта школа сочетает в себе особенности двух описанных ранее образовательных учреждений, но об этом чуть позже.

Презентация школы для нашей делегации была продемонстрирована самим директором с помощью главного технического специалиста. Основные моменты, на которые руководитель Elm Park Primary School обратил особое внимание: учиться в школе должно быть не только сложно, но и интересно; дети не «пассажиры» образовательного процесса, они — его основные участники; и, ставшее уже привычным: «технология — только инструмент».

Небольшая начальная школа, рассчитанная на 300 учеников, расположена в пригороде Лондона.

В младших классах особое внимание уделяется присутствию в обучении игрового компонента.

Школу отличает гра мотное использование всего пространства школы для процесса обучения.

Каждый преподаватель школы является уверенным пользователем технологий Аpple.

Образовательное пространство этой школы похоже на комбинацию Bohunt и Flitch Green Academy, за тем исключением, что площадка на открытом воздухе невелика в сравнении со школой Bohunt. В Elm Park Primary School имеются классы как с традиционной организацией рабочего пространства, так и учебные кабинеты, где парты расставлены для осуществления групповой работы.

Интересным и отличающимся от ранее посещенных школ является то, что и коридорное пространство здесь также используется для образовательного процесса. Так, например, во время нашей экскурсии урок литературы проходил в коридоре второго этажа. При входе в школу на полу есть интерактивная доска, работающая благодаря системе Kinect. С ее помощью дети через игру могут изучать такие важные предметы, как математика, биология, английский язык. Также коридор — место для внеурочного взаимодействия преподавателя со школьниками, имеющими задолженность, или с учениками, опережающими в развитии своих сверстников. Это пространство активно используется для самообразования ребенка, оно заполнено большим количеством плакатов с правилами произношения, грамматики английского языка и т. д.

Поскольку данное учебное заведение входит в программу поддержки Apple, с техникой в школе проблем нет. Каждый класс оснащен интерактивной доской, ученики активно используют iPad и компьютеры, множество самых разных учебных приложений. Для того чтобы ученики не отвлекались на игры, приносить в школу собственные технические устройства им не разрешают.

***

Подводя итог, можно сказать, что при всех увиденных различиях в британских школах существует некая общая составляющая, а именно — особая школьная атмосфера, которая рождается благодаря правильно организованному учебному пространству, грамотному использованию информационных технологий и конструктивным взаимоотношениям между учителями и учениками. Такая обстановка создает у детей желание учиться, сотрудничать и достигать новых высот.

ipad - ШКОЛА РОЗЕНБЕРГ

ШКОЛА РОЗЕНБЕРГ

БЕЛЬГИЙСКИЙ ПУТЬ К СИСТЕМЕ «1:1»

Среди пяти школ Мола (тридцатипятитысячного бельгийского городка, зажатого между двумя европейскими «мегаполисами» — Антверпеном и Эйндховеном) средняя школа Розенберг стоит особняком. Это самое большое местное образовательное учреждение, которое вмещает под одной крышей 1500 учащихся и 250 сотрудников. Причем эти серьезные по российским меркам цифры становятся еще более масштабными, когда мы понимаем, что в Розенберге даже нет начальной школы! Сюда приходят получать знания ученики с 12 по 18 лет. Здесь уже с 2011 года используют технологии Apple в учебной деятельности. И, наконец, только эта школа, единственная во всей округе, может похвастаться присутствием в своем педагогическом коллективе специалиста ADE (Apple Distinguished Educator). В 2011 году компания Apple признала таковым Куна Мариена, преподавателя истории и… музыки.

Обучение в Розенберге одновременно двух видов: как базовое, так и профильное. Примерно треть учеников школы выбирают программы общего образования, однако подавляющее большинство «уходят» в гуманитарный, медицинский, технический и даже спортивный профили и готовятся от года ужесточают свои требования к подготовке абитуриентов. Стремясь насытить свои учебные программы современным содержанием, да и вообще модернизировать сам процесс получения знаний, «розенберговцы» еще в 2011 году стали применять iPad на уроках. В школе появилась первая ласточка — мобильный класс из 20 iPad и одного Mac. Со временем число планшетов выросло почти в три раза и педагоги все четче стали осознавать: необходимо от полумер переходить к полноценному развертыванию модели «один ученик — один iPad».

За последние два года в «Розенберге» прошли испытание «боем» планшеты почти всех основных производителей, под управлением всех основных операционных систем: Android, Windows и, конечно, iOS. В итоге администрация и учителя школы сделали свой выбор в пользу iPad.

«Нам очевидно, что такие факторы, как наличие у наших учеников доступа к ресурсам Интернет и повсеместное применение технологий мобильного обучения, уже не подлежат обсуждению, это — данность времени,— говорит Кун Мариен. — В последние годы мы не только осознали эту новую реальность, но и стали экспериментировать с различными типами мобильных платформ, пытаясь выявить среди них оптимальное устройство для применения в нашей школе».

В результате в бельгийской школе появились планшеты Microsoft Surface, нетбуки под управлением Windows, целый ряд разнообразных устройств на Android. Такой «зоопарк» устройств, с которым пытались свыкнуться и ученики, и учителя, рождал смешанные чувства. Но в школе благодарны проведенному эксперименту — он отчетливо показал, что у iPad как у инструмента для мобильного обучения конкурентов нет.

КУН МАРИЕН — завуч бельгийской школы «Розенберг» из города Мол. В его обязанности также входит интеграция информационных технологий в образовательное пространство школы. Кроме того, Кун преподает музыку и историю, широко применяя на своих уроках средства ИКТ: «Технологии оказывают глубокое положительное воздействие не только на то, как я преподаю, но и на то, как учатся дети», — с гордостью заявляет он. Не удивительно, что в 2011 году Кун получил статус участника программы Apple Distinguished Educator, а в прошлом году стал одним из советников по развитию этой программы.

«Планшет ученика должен быть легок и компактен: рюкзаки и так забиты учебниками и тетрадями под завязку, — рассуждает господин Мариен, — при этом, даже самое миниатюрное устройство должно иметь емкую батарею. Мы не собираемся устанавливать зарядные станции для наших iPad на каждом школьном углу. Устройство должно продержаться целый учебный день на одной зарядке».

Однако в пользу выбора iPad в «Розенберге» сыграли не только его стабильность работы в условиях школы, наличие качественного образовательного контента, но и простота управления большим числом планшетов, установки на них требуемых программ, применения ограничений. Вынужденно экспериментируя с разными устройствами, учителя убедились, что лишь на iPad можно с легкостью решать эти задачи, даже не обладая глубокими техническими знаниями.

«Мы поняли, что наличие в школе унифицированной платформы с одинаковыми техническими характеристиками позволяет учителю не отвлекаться при проектировании и ведении урока на технологические аспекты (работоспособность приложений на различных типах устройств, способы демонстрации результатов, совместимость ПО и так далее), сосредоточившись, вместо этого, на педагогике, — делится опытом Кун. — К тому же, у нас попросту нет такого числа технических специалистов, готовых тратить свое время на решение разнообразных проблем с планшетами, их операционными системами и совместимостью приложений, которые на iPad попросту не возникают».

Самые популярные образовательные приложения в школе «Розенберг» — Explain Everything и Coach’s Eye. Первое — заменило учителям и детям интерактивную доску в классе и повсеместно используется не только для объяснения материала, но и для выполнения творческих заданий на уроке и дома. А второе — полюбилось учителям физкультуры, которые с его помощью не только детально разбирают выполнение того или иного упражнения с учащимися, но еще и рассматривают сам ход его выполнения в режиме замедленной съемки.

Конечно, нужно признать, что у нового направления развития школы есть и скептики. В том числе и среди жителей города Мол, чьи дети учатся здесь. И не все из них смущены высокой стоимостью iPad. «Есть и те, кто почему-то считает, что iPad — это устройство, на котором нельзя набирать тексты, и он вообще не предназначен для создания контента, а потому лучше использовать на уроках ноутбук, — резюмирует опасения скептиков Кун. — А потому нас ждет серьезная работа по преодолению этих предубеждений. Не говоря уже о том, что городской комитет по образованию тоже необходимо убедить в правильности выбранного нами пути. Но, думаю, мы справимся, ведь наша уверенность основана на личном опыте учителей и учеников».

И все же, несмотря на возражения противников проекта и отсутствие официальной поддержки муниципалитета, школа «Розенберг» готова рискнуть и перейти на модель обучения «один ученик — один iPad». Проект уже поддерживает управляющий совет школы и большинство учеников, которые не сомневаются, что только выиграют от возможности получать знания где угодно и когда угодно, не ограничиваясь школьными стенами. Да и учителя всецело голосуют за скорейшее начало работы в новой среде, которая позволит сделать их уроки более современными и увлекательными.

Практикум

КАК ПОЗНАКОМИТЬ ДЕТЕЙ С ПРОГРАММИРОВАНИЕМ

Для многих программирование — часы сидения перед экраном с бесконечными последовательностями буквенных и цифровых команд. Мало наберется детей, которым действительно были бы интересны такие занятия. TICKLE — приложение, позволяющее путем использования визуальных блоков команд и операторов создавать программы, управляющие различными реальными роботами и летающими дронами. Основано оно на созданном для детей и подростков языке программирования Scratch. Для удобства дальнейшей работы держите планшет горизонтально.

При запуске приложения мы видим свои предыдущие проекты. При переключении вкладок внизу экрана легко получить доступ к онлайн-курсам по использованию приложения (в том числе со сценариями уроков) и описанию доступных устройств, которые можно программировать из данного приложения. К сожалению, пока не все в этом приложении переведено на русский язык, но это не мешает работе.

Нажимаем на кнопку «+New Project» в правом верхнем углу и выбираем нужное устройство. Если устройств нет, можно выбрать программируемого героя — касатку Орка.

Перед нами окно с уже готовой программой — при ее выполнении касатка делает переворот.

Посмотрим на окно приложения: в левом верхнем углу зона просмотра, там же кнопка запуска/остановки программы и кнопка включения координатной сетки. Под этим окном поле команд и операторов — движения, внешнего вида, звуков, датчиков, событий и других. Правый нижний угол — кнопки отмены/повтора действий. Правый верхний угол — кнопка добавления в программу героев и устройств.

Добавим нового героя — желтую подводную лодку. По умолчанию программа будет выполняться при нажатии на кнопку проигрывания (зеленый треугольник).

Допустим, мы хотим, чтобы лодка плыла в нижней части экрана справа налево и обратно, «бороздя» дно океана.

Переворачиваем лодку так, чтобы ее нос смотрел влево. Для этого переключаемся в поле сиреневых команд Looks (внешний вид) и находим блок «flip (horizontal)» — перевернись горизонтально. Перетаскиваем его в поле программы и «цепляем» под блоком When starting to play (когда нажмут на кнопку проигрывания). При выполнении программы лодка перевернется.

Так как по нашей задумке лодка будет плавать в нижней части экрана, поместим ее в нужное место в окне просмотра.

Перемещение героя не влияет на программу — она будет выполняться из исходного положения лодки в центре экрана. Чтобы лодка «пришла» в это место в результате выполнения команды, переключаемся в поле синих команд Motion (движение) и находим блок «go to x: y:», который позволяет поместить героя в нужную точку. Для этой команды нужно знать координаты данной точки. Увидеть или задать их можно, нажав на кнопку с синей сеткой (она расположена справа от окна просмотра сразу под кнопкой проигрывания). Вводим координаты в нужные поля команды.

Далее по очереди перетаскиваем и цепляем друг к другу нужные блоки команд, чтобы лодка доплыла до задуманной точки, развернулась и поплыла в обратном направлении. Если какой-то блок нам не нужен, «отцепляем» его от программы и перетаскиваем в левую часть экрана — так мы сможем его удалить.

Также при использовании блоков из других полей, например, из поля Control, можно зациклить выполнение созданной программы, чтобы лодка действительно «бороздила» дно океана.

Повторите нашу программу и проверьте, получилось ли осуществить свой замысел.

КАК ПОМОЧЬ ШКОЛЬНИКУ НАУЧИТЬСЯ РЕШАТЬ ЗАДАЧИ

Обучение решению задач — один из самых сложных пунктов в работе учителя. Нужно «настроить» ребенка так, чтобы за числами и словами он видел картину реального мира, умел анализировать, что известно, а что нет, и как это можно узнать. Некоторые дети требуют особого внимания, например, если им необходима опора на зрительные образы. Рассмотрим применение приложения GRAFIO, инструмента для создания схем, диаграмм, интеллект-карт при анализе задачи.

Чтобы приступить к созданию схемы, нажимаем кнопку «+» в левом верхнем углу экрана. Новый проект начинается с чистого белого листа. На верхней панели расположены инструменты редактирования: можно отменить или повторить действия, рисовать, передвигать объекты, выбирать рамку и заливку объекта, направление стрелок. При нажатии на шестеренку в правом углу мы можем активировать распознавание фигур, нарисованных от руки, сделать аудиозапись, добавить сетку, а также изменить размер и фон холста.

Чтобы добавить текст задачи, нажимаем на значок библиотеки в правом верхнем углу, выбираем строчку «Textables» и переносим понравившуюся форму на лист. Поочередно нажимая на форму, мы сможем перейти в режим настройки (цвет, копирование, звуковые заметки) или режим редактирования размеров. Быстрое двойное нажатие на форму активирует режим набора текста. Набранный текст задачи редактируется при нажатии на кнопку «Аа» в центре верхней панели.

При анализе задачи будем обозначать известные данные зеленым овалом, неизвестные — красным прямоугольником. Выбираем инструмент «Карандаш», задаем необходимые настройки (ширину, цвет, рамку фигуры) с помощью инструментов редактирования в центре верхней панели. Начинаем рисовать от руки — приложение автоматически выпрямит все фигуры.

Будем разбирать задачу «от вопроса»: чтобы узнать, сколько ящиков на каждой тележке, нам нужно знать, сколько всего ящиков (этого мы не знаем, печатаем в красном прямоугольнике) и сколько всего тележек (это нам известно, печатаем в зеленом овале). Соединяем линиями вопрос и наши новые блоки — линии между двумя объектами распознаются как соединение.

Продолжаем схему, анализируя задачу. Как только доходим до строчки с двумя зелеными овалами, схема готова. В правом верхнем углу находятся инструменты для экспорта готовой схемы — ее можно сохранить на планшете, отправить по почте, выложить в облачное хранилище данных Dropbox или сразу отправить на печать.

Файл схемы можно отправить конкретному ученику. Открыв ее в том же приложении, он может прокомментировать ход решения задачи по схеме (уже действуя от известных данных). Для этого в каждый блок схемы добавляются аудиозаметки — выбираем нужный блок и записываем голос с помощью инструмента «Микрофон».

Данное приложение полезно не только при обучении решению задач. Схемы можно использовать при составлении конспектов, работе с текстом, при изучении программирования — в любой ситуации, когда мы что-то анализируем и хотим продемонстрировать ход своих рассуждений.

ТРЕНЕРЫ APD РЕКОМЕНДУЮТ

По традиции тренеры программы Apple Professional Development представляют подборку интересных приложений образовательной тематики.

АНАСТАСИЯ КАЗАКОВА, УЧИТЕЛЬ АНГЛИЙСКОГО, ШКОЛА «ИНТЕГРАЦИЯ XXI ВЕК», МОСКВА

FUN ENGLISH

Великолепное игровое приложение в помощь учителю английского языка в начальной школе. Представлены следующие лексические темы: «Цвета», «Животные», «Цифры», «Еда», «Транспорт», «Тело», «Фрукты», «Одежда», «Дом», «Действия», «Школа». Внутри каждой темы — семь ярких, веселых игр, занимающих от 3 до 5 минут каждая. Игры позволяют усвоить лексику, активизировать навыки аудирования, чтения и даже говорения.

VERBS GAME

Полезное игровое приложение, позволяющее учащимся запомнить и отработать написание трех форм английских неправильных глаголов. Принцип игры напоминает известный всем «Тетрис»: глаголы летят вниз, учащийся должен правильно набрать на клавиатуре указанную форму (слово дается на русском, перевод печатается на английском).

ОЛЬГА АСАЯНОВА, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ МПГУ, ИНСТИТУТ ДЕТСТВА, МОСКВА

ЭЛЕМЕНТЫ ОТ ТЕОДОРА ГРЕЙ

Отличные 3D-иллюстрации, захватывающие истории и справочные материалы о химических элементах всей периодической таблицы. В приложении можно увидеть, как выглядят химические элементы в чистом виде, и в каких предметах окружающего мира мы можем их встретить.

ЖИВАЯ ПОЭЗИЯ

Мультимедийное приложение с тысячами иллюстраций, музыкой, мультфильмами и более 700 стихотворений русской поэзии. Это «живые» стихи в исполнении российских актеров под перелистывание картин природы русских художников и музыку русских композиторов, создающую настроение яркого зимнего утра или дождливого осеннего вечера...

ОЛЬГА РЯСНАЯ-БРЕДИХИНА, УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ И ЭКОЛОГИИ, ГБОУ ВЛГ 1389, МОСКВА

FROG DISSECTION

Приложение, полезное для изучения семиклассниками класса земноводных на уроках биологии. Поможет провести последовательное практическое рассечение виртуального объекта — лягушки. А также понять особенности внутреннего строения представителя класса амфибии.

CHEMIST

Безопасная химическая лаборатория, позволяющая провести практический опыт и эксперимент любой сложности на уроках химии. Специально подобранные для учебных целей наборы оборудования и групп веществ помогают осуществить даже самые опасные и нестандартные химические реакции.

АЛИНА СЛЕПУШКИНА, УЧИТЕЛЬ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА АНО «ШКОЛА «ПРЕЗИДЕНТ», МОСКВА

ОРФОГРАФИЯ И ПУНКТУАЦИЯ

Эти приложения способны заменить учителю русского языка традиционные методические материалы — школьные карточки для отработки навыков орфографии и пунктуации. В вашем распоряжении более 400 карточек с цитатами русских классиков, где необходимо заполнить пропуски. Приложения включают мгновенную проверку задания и ссылки на соответствующие правила.

АННА РАЗДОРСКАЯ, УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ, ГБОУ СОШ №1413, МОСКВА

JE CALCULÉ

В англоязычном и русскоязычном AppStore это приложение называется Calc quiz — математический тренажер. Здесь можно отработать навыки математических вычислений — как по отдельности, так и всех сразу. Для тренажера можно задать различные числовые ряды от 0–10 до +/-1000. Интересны доступные режимы: помимо традиционной тренировки с выбором ответа есть возможность дуэли на одном устройстве. Экран планшета делится пополам, один и тот же вопрос показывается с двух сторон в зеркальном отображении, цель — правильно ответить быстрее соперника.

MATHBOARD

Приложение представляет собой математический тренажер с очень широкими возможностями для настройки заданий. Здесь можно выбрать любой числовой ряд; помимо четырех арифметических действий доступны, например, тренировки вычисления квадратных корней чисел; задания могут предполагать как выбор ответа, так и заполнение пропусков. Можно установить лимит на выполнение теста или, наоборот, просто фиксировать время, которое потребовалось ученику. Каждый следующий раз составляется новый перечень заданий согласно тем же настройкам, то есть двух одинаковых тестов быть не может.

ДРОБИ И ПИРАТЫ

Дроби и Пираты — это математическая игра, помогающая учащимся освоить понятие дроби в различных игровых ситуациях. В игре 4 уровня-острова: распознавание дробей на примере деления пиццы, поиск эквивалентной дроби для уравновешивания моста, сравнение дробей для победы над Одноглазым Капитаном и сложение дробей, чтобы накормить голодного капитана. Для каждого уровня предусмотрено по 3 уровня сложности. Каждая игра начинается с объяснения.

КОНСТАНТИН БИРЮКОВ, РУКОВОДИТЕЛЬ СЛУЖБЫ ИКТ, ЛИЦЕЙ «БАУМАНСКИЙ», ЙОШКАР-ОЛА

SHAKESPEARE’S SONNETS

Как и следует из названия приложения, это интерактивная книга сонетов Шекспира, записанных на видео выдающимися британскими актерами, среди которых — Дэвид Теннант, Патрик Стюарт и Стивен Фрай. Все 154 стиха великого англичанина снабжены интерактивным комментарием и подстрочником, что позволяет читателю следить за прочтением текста в режиме реального времени и оттачивать свое произношение. Ощутить разницу между английским эпохи Елизаветы I и современным языком Елизаветы II помогает цифровая копия первого издания сонетов Шекспира 1609 года. А разобраться в хитросплетении любовной лирики четырехсотлетней давности позволяет встроенный в приложение толковый словарь. Минус у Shakespeare’s Sonnets лишь один — высокая цена в AppStore. Впрочем, это неудобство с лихвой компенсируется плюсами замечательного цифрового продукта издательства Touch Press.

ИРИНА ГОРКУНОВА, УЧИТЕЛЬ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ, ГБОУ ШКОЛА 1329, МОСКВА

COMIC MAKER

Для создания комиксов лучшего приложения не найти. Большой набор инструментов, библиотека фонов и героев для твоей истории позволяют создавать многостраничную книгу. Преобразуем текст, добавляем филактеры («словесные пузыри») – и комикс готов! Итоговый продукт можно распечатать, опубликовать в социальных сетях или сохранить в своей фотобиблиотеке.

МИХАИЛ КУШНИР, СПЕЦИАЛИСТ ПО ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ В ОБРАЗОВАНИИ

ALGODOO

Приложение для моделирования физической среды. Предполагает взаимодействие с созданными объектами на основании законов физики. Используя инструменты рисования, можно создать двухмерные картинки-схемы механических систем и изучать их в динамике. Недавно программа Algodoo стала бесплатной.

CIRCUIT SIMPLE

Среда моделирования простых электрических схем. Позволяет решать задачи на параллельное и последовательное соединение электрических цепей.

ДЕТИ О РАБОТЕ С iPad

Мы работаем с iPad в основном на уроках английского языка. До того как в школе появились планшеты, мы большей частью занимались по учебникам. Иногда, очень редко, смотрели видео. Теперь по учебникам мы работаем не так много, к ним добавился Интернет, разные приложения. Стало гораздо интереснее, хотя иногда и непросто. Когда мы выполняем задания по грамматике в игровой форме, например, в Grammar Wonderland и Grammaropolis, правила запоминаются ярче благодаря ассоциациям. Больше всего мне нравится делать проекты, мультфильмы в PuppetPals, истории с голосом в AdobeVoice. Здорово, что получается фильм со звуком, и ты выбираешь такие слайды, как хочется. Выходит книга с картинками, но озвученная, говорящая, которую ты сделал сам от начала до конца. Я планирую подписаться с домашнего планшета на школьный канал в приложении Aurasma, мы ведь туда выкладываем наши работы. Тогда я смогу делиться тем, что мы делаем, с родителями, смотреть «ауры» на страницах учебника. А когда я закончу школу, то и тогда смогу следить за школьными новостями, знать, что происходит здесь, что меняется. А пока мне хочется, чтобы мы чаще работали с планшетами: это куда интереснее, чем обычный учебник!»

ИРИНА БАРКИНА,
4 класс, Международная общеобразовательная школа «Интеграция XXI век»

iPad есть у многих моих одноклассников, но использовать его при работе над проектами меня научили в школе. Проектная работа стала куда интереснее — с планшетом я могу сам посмотреть свои фильмы, показать их или доработать в любой момент. В прошлом учебном году я делал фильм по сказке, которую придумал в рамках темы «Пусть Летит». Сказка называлась «Про гусеницу», и мне захотелось снять настоящий мультфильм, а не фильм в iMovie, где герои движутся неловко или вообще стоят на месте. Задача была непростой, ведь я был только в 3 классе. Для работы я использовал Puppet Pals и Toontastic. Меня удивило, что монтаж полутораминутного фильма занял полдня. Интересно, сколько же трудятся настоящие мультипликаторы над длинными фильмами?

НИКИТА ШИРИКОВ,
4 класс, школа 1329

Я беру iPad, когда по математике задают решить задачу. Открываю приложение Explain Everything — оно помогает мне представить картину реальной жизни, изложенную в задаче. Я могу нарисовать или взять картинки из Интернета, добавить их на страницу и думать, пробовать. Так школьные задания становятся понятнее, и всегда находится решение!

ТАНЯ ПОТАПОВА,
4 класс

НОВЫЙ НАБОР ФУНКЦИЙ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ, КОТОРЫЙ ДОСТУПЕН С ВЫХОДОМ iOS 9.3

ПОДДЕРЖКА НЕСКОЛЬКИХ УЧЕТНЫХ ЗАПИСЕЙ

Поддержка нескольких учетных записей со своим уникальным контентом на одном iPad существенно облегчает работу нескольких школьников с одним прибором. Реализована возможность получить быстрый доступ к своим приложениям и файлам с любого iPad, используя общие настройки.

APPLE SCHOOL MANAGER

Apple school manager включает богатый набор административных функций, которые позволяют легко и безопасно управлять ученическими учетными записями Apple ID, покупать и распространять приложения и книги, оперативно создавать общие расписания.

УПРАВЛЕНИЕ УЧЕТНОЙ ЗАПИСЬЮ APPLE ID

Управление учетной записью APPLE ID — совершенно новый способ создания и управления учетными записями учеников и преподавателей, разработанный специально для школ.

ПРИЛОЖЕНИЕ «КЛАСС»

Приложение «КЛАСС» позволяет педагогам запускать или блокировать отдельные приложения, веб-сайты или страницы учебника на каждом iPad в классе, помогая ученикам быстро найти нужный материал во время урока. Функция просмотра дает возможность в одно касание увидеть экран любого из учеников. В случае необходимости можно показать работу конкретного ученика путем вывода ее на широкий экран благодаря Apple TV. Если ученик забыл пароль, учитель может восстановить его через приложение «Класс» прямо с iPad.

ПРИЛОЖЕНИЕ iTunes U ДЛЯ iPad

Приложение iTunes U для iPad позволяет учителю организовать урок, оценить домашнее задание и оставаться на связи со всем классом. Благодаря ему у педагогов появляются дополнительные возможности создания и распространения учебных материалов.