iPad в школе, май 2015

Содержание

Лицей «Бауманский», Йошкар-Ола

МАОУ «Лицей», Балашиха

Средняя школа № 2, Заводоуковск

Средняя школа № 1317, Москва

Образовательный центр ОАО «Газпром», Москва

Гимназия № 26, Миасс

Аксессуары для образования

Образовательная платформа iTunes U

Практический опыт применения приложения «Объясняшки»

Непридуманные истории

3–0 в пользу успеха

ЛИЦЕЙ «БАУМАНСКИЙ» НАЧИНАЕТ И ВЫИГРЫВАЕТ

Обсуждение прихода в школу мобильных образовательных устройств разделило и педагогическую общественность, и родителей на два лагеря. Одни видят в обучении с использованием планшетов и электронных учебников стратегический прорыв, другие считают, что это приведет к воспитанию цифровой зависимости и, как следствие, прогнозируют снижение уровня общего интеллектуального развития детей. Проанализировать ход реализации проекта «1 ученик — 1 планшет» попыталась заместитель директора Лицея Марина Алексеевна Тыртышная.

ipad в лицее

«Лицей Бауманский», приступив 1 сентября 2013 года к реализации модели обучения «1 ученик — 1 планшетный компьютер», опирался на позитивный опыт других школ, веру в свои силы и уверенность в том, что планшет может стать реальным эффективным инструментом, обеспечивающим переход на Федеральные государственные стандарты. Для нас главной с самого начала проекта была идея о том, что поменять подход к обучению, изменить технологию урока, форму организации учебного процесса и, в конечном итоге, содержание образования, можно через создание общедоступной информационно-образовательной среды. Это модель свободного мобильного доступа к информационным ресурсам, где по иному выстроено поле коммуникации всех участников образовательного процесса и создана подлинная, а не провозглашенная модель смешанного обучения.

Среди педагогов и родителей в школе на момент начала проекта было немало скептиков. Еще больше полагали, что «от добра добра не ищут». Мы давно и прочно считаемся хорошей школой, востребованной родителями и любимой детьми, с высоким рейтингом и стабильными результатами обучения. Но, несмотря на достигнутые успехи, мы видели, что школе нужна новая идея, которая объединит педагогов, детей, родителей, учебную и внеурочную деятельность на новом уровне. Мы понимали, что современные задачи и стандарты образования требуют, прежде всего, перестройки мышления педагогов, изменения учебного процесса, выбора удобных средств коммуникации.

Лицей «Бауманский», ГАОУ Республики Марий Эл, город Йошкар-Ола

Год основания:
1961

Профиль:
естественнонаучный и математический

Достижения:
Лицей вошел в топ-200 образовательных организаций РФ, обеспечивающих высокие возможности развития талантов учащихся, а также в 500 лучших школ РФ (2014 год)

Использование iPad:
с 2013 года

Проект «1 планшет — 1 ученик» вызвал огромное количество вопросов у педагогов и родителей уже на этапе замысла. Проведенный опрос выявил, что ни у тех, ни у других нет четкого представления о том, что iPad нужно рассматривать как учебный инструмент, который может служить развитию школьника, повышению эффективности обучения, мотивации учеников. Большая часть родителей (45%) увидела единственно возможный, по их мнению, рациональный вариант использования планшетов как ридеров (переход от бумажных учебников к их электронным аналогам). Многие участники обсуждения (47%) были абсолютно уверены, что планшет подходит только для развлечений.

При этом, давая ту или иную оценку актуальности использования планшета для обучения детей, 93% участников опроса никогда не держали в руках это устройство. К данной категории на момент начала проекта в лицее относились и 99% педагогов.

Среди сложных и наиболее болезненно воспринимаемых вопросов для родителей, прежде всего, были темы сохранения здоровья детей и сохранности самих электронных устройств. На вопрос «Разрешена ли длительная работа за электронными устройствами Вашему ребенку?» 78% родителей ответили: «Нет». Только 7% не признали вреда от их использования.

ipad в классе

Результаты опроса учащихся были другими. 87% учеников высказались именно за планшеты. Понятно, детей совсем не волновали вопросы здоровья и сохранности устройства. В то же время опрос школьников 2–11 классов показал, что 73% из них не могут назвать внятных вариантов использования планшета в учебе. 15% опрошенных предложили «скачать из Интернета учебники», 12% предположили, что будут искать в Интернете «домашку». Остальной частью детей и ридер, и планшет воспринимались только как средство развлечения, элемент престижа и моды.

Серьезной проблемой была неготовность педагогов к использованию электронных устройств. Наши учителя на момент начала реализации проекта чувствовали себя достаточно успешными пользователями стационарного ПК, мультимедийной доски, были вполне удовлетворены возможностями, которые предоставляют школьный сайт, файловое хранилище лицея, электронный журнал, школьная сеть.

«По моему глубокому убеждению, меняется микросреда самого педагогического коллектива. Появилось ощущение новизны предпринимаемых действий и, что особенно важно, осмысленные шаги по изменению позиции самого учителя в учебном процессе. В наших планах — перейти от количественных изменений, которых произошло немало, к качественным: когда учитель не просто овладел приложениями на iPad, а активно начинает применять эти технологии в ежедневной системной работе. Перефразировав известное выражение, можно сказать: "Образование успешно, если оно системно"».
Григорий Ефимович Пейсахович,
Генеральный директор лицея «Бауманский»

Приехавшие на первый семинар тренеры APD компании Apple не просто удивили педагогов возможностями привезенных «на прокат» планшетов, ярких интерактивных приложений, а скорее, напугали их.

Совместное всестороннее обсуждение проекта с родителями и учителями позволило найти, на наш взгляд, интересный вариант изменения учебного процесса, подготовить нормативно-правовую базу и выйти на новые формы методической работы с педагогами.

Решающим этапом перехода к новой модели обучения стало приобретение для всех участников образовательного процесса (с 1 по 11 класс) одинаковых по техническим характеристикам моделей iPad. В лицее установлен Wi-Fi, который дает возможность одновременного выхода в Интернет всем учащимся и учителям из любой части школьного здания.

Сегодня в школе у каждого из 1300 учащихся и 300 педагогов есть планшет. Кроме того в Лицее в каждом классе установлен AppleTV, через школьный сайт работает система электронных журналов и дневников, он-лайн заказа и оплаты питания.

ipad обучение игры на гитаре

Изменена форма учебного расписания, в основе которого теперь лежит модель парных уроков (с 5 класса). Пары разбиты на тридцатиминутки, каждая из которых — условно самостоятельная часть изучения темы, расширенный этап традиционного урока: коррекция знаний — контроль — изучение новой темы. Именно в таком варианте построение занятий, по мнению известного педагога Ю. И. Латышева, автора модели, в наибольшей степени отвечает требованиям учебного процесса по ФГОС. На наш взгляд, эта схема уроков дает учителю больший простор в использовании планшета и сочетании традиционных форм обучения с электронными.

Уже на первом этапе проекта стало ясно, что имеющихся у педагогов знаний в сфере ИКТ недостаточно для работы в модели «1 ученик — 1 планшет». Даже очень «продвинутые» в использовании традиционных мультимедийных средств учителя не владели навыками работы в среде электронной коммуникации, не знали функций приложений и способов применения мобильных устройств.

«Ни для кого не секрет, что уже в 1 класс к нам приходят не просто дети, а аборигены цифрового мира, которые активно пользуются мобильными телефонами, компьютерами, умеют вести информационный поиск, имеют аккаунты в социальных сетях. И неудивительно, что таким детям становится скучно и неинтересно в школе. Поэтому, на мой взгляд, использование iPad является эффективным инструментом для построения образовательно го процесса. Это небольшое устройство просто создано для обучения!».
Ольга Александровна Гусева,
учитель английского языка

Решение этой методической проблемы в нашем лицее осуществляется пошагово. Создана группа тьюторов, обеспечивающих постепенное обучение всех учителей работе с образовательными приложениями на планшетах и в социальных образовательных сервисах. Предложены рекомендации по использованию этих ресурсов на том или ином этапе урока. Важным направлением стала деятельность методических объединений по разработке приемов работы на уроке с использованием возможностей планшетов и других электронных устройств.

Мы ведем работу над «Конструктором урока» (интегрированным в электронный журнал), в котором приемы критического мышления, ТРИЗ и других предметно и личностно ориентированных технологий адаптированы к приложениям Apple, и каждый этап урока «собирается» через деятельность учеников и учителя для формирования универсальных учебных действий, метапредметных и предметных результатов.

В реализации проекта «1 ученик–1 планшет» мы сделали уже немало серьезных шагов. Интерес и внимание, с которыми относятся к проекту и педагоги, и дети, и родители, уже сейчас позволяют сделать вывод о его актуальности. Мы создали основу, которая поможет построить реально действующую систему, отвечающую требованиям современных стандартов образования, когда школа не догоняет информационное общество, а использует все его технические ресурсы в интересах развития участников образовательного процесса.

Сегодня пока трудно говорить о «крупных результатах», но счет в пользу успеха школы и каждого ученика в этом процессе уже открыт. К таким достижениям мы относим следующие заработанные нами «очки».

«Я считаю, что благодаря iPad появилась возможность заинтересовать ученика, далеко не отличника, предметом, который он никогда не любил. У меня теперь есть быстрый доступ ко многим образовательным ресурсам. При необходимости я без проблем могу на iPad увидеть опыт или эксперимент, не выходя из обычного школьного кабинета. А еще мне нравится командная работа в приложениях, быстрая проверка тестов и контрольных работ учителем».
Евгений Богатов,
11 класс

1:0. Произошла трансформация мышления педагогов. Для них ИКТ-компетентность — не просто «показатель в портфолио», а базовый дидактический навык, на основе которого они выстраивают новые учебные отношения с учениками и друг с другом. Учителя начинают использовать современные формы и приемы работы на уроках, методы оценки качества знаний с применением возможностей планшетов.

2–0. Ученики и родители перестали видеть в планшете «игровую приставку». Теперь для них это устройство — источник образовательной информации, инструмент учебной коммуникации, взаимодействия. Они осознанно используют планшет для саморазвития, представления индивидуальных результатов обучения. Учащиеся отмечают, что стали чаще применять знания по предмету в реальных ситуациях с использованием планшета. Они научились применять электронные инструменты в совместном обучении в группах для обмена знаниями.

3–0. Мы существуем в созданной нами новой образовательной среде, где нет временных и пространственных барьеров и возможны любые варианты обучения — в школе, вне школы, в малых группах, в крупных детско-взрослых объединениях, с любой «скоростью» обучения, в любых временных рамках, подстраиваемых под возможности каждого участника учебного процесса, с выбором вариантов прохождения учебных модулей, сочетаний дистанционных и очных форм обучения. Мы можем выстраивать модульное и метапредметное обучение. Мы больше не привязаны к учебникам и учебным пособиям — ученики, учителя и родители сами создают их.

Наш путь по реализации проекта «1:1» позволяет нам занять уверенную позицию сторонников применения цифровых устройств в «новой школе» и доказывает, что использование планшета отвечает стратегии, заложенной во ФГОС.

Школа для «цифровых аборигенов»

НОВЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ В МАОУ «ЛИЦЕЙ»

Как учить современных детей? Психологи всего мира отмечают, что ребята, которые сегодня приходят в школу, значительно отличаются по своему развитию от тех, которые обучались еще лет десять назад. И дело даже не в том, что ученики стали лучше или хуже — они стали другими. У них развиты совершенно иные личностные качества, они по-другому воспринимают информацию, их мыслительные процессы происходят по иному алгоритму. Совершенно очевидно, что обучение этих детей является вызовом для современной системы образования.

ipad для цифровых аборигенов

В городском округе Балашиха апробацией новых форм и методов обучения занимается педагогический коллектив МАОУ «Лицей». По словам директора лицея Дмитрия Белоусова, учителя включают в образовательный процесс активные формы работы учащихся. Учитель организует работу так, чтобы каждый ребенок познавал новый учебный материал посредством собственной деятельности. Обеспечить этот процесс без современных средств обучения очень сложно. С 2013 года в лицее используются планшеты компании Apple. Они позволяют, с одной стороны, активизировать познавательную деятельность учеников, с другой стороны, персонализировать процесс обучения, что в условиях массовой школы является крайне важным.

Планшеты сочетают в себе возможности многих устройств и позволяют учащемуся работать с разнообразной мультимедийной информацией. Одной из отличительных особенностей планшетов iPad, безусловно, является большое разнообразие образовательного контента.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение городского округа Балашиха «Лицей»

Год основания:
1967

Профиль:
физико-математическая, профильная школа МГТУ им. Н.Э.Баумана

Достижения:
Лицей вошел в число 100 лучших школ Московской области и в топ-500 лучших школ России (2014 год)

Использование iPad:
с 2013 года

За последние годы разработчики программного обеспечения предложили педагогам интересные приложения, позволяющие привносить в процесс обучения совершенно новые формы работы с детьми на уроке и во внеурочное время. Так, например, в младших классах превалирует игровая деятельность ученика, и педагоги учитывают это при организации изучения английского языка. Дети создают анимированные сказки, управляя своим героем в приложении на планшете и озвучивая его. Такая работа, как правило, организуется в парах или в малых группах.

При изучении физики, которая в лицее является профильным предметом, большую сложность представляет описание явлений, особенно тех, которые не могут быть продемонстрированы в условиях учебного кабинета. И здесь на помощь учителю приходят современные технологии. Ученик может с помощью соответствующих приложений не только визуально наблюдать за тем или иным физическим процессом, но и воздействовать на него: управляя им, меняя параметры, он может глубже понять природу изучаемых явлений.

В лицее в младшей и средней школе применяется система развивающего обучения, предполагающая отказ от репродуктивного метода передачи знаний. Учителя лицея, учитывая возрастные особенности и уровень развития детей, выстраивают образовательный процесс так, чтобы каждый ученик познавал новое через учебную деятельность. Такое обучение невозможно без эффективной информационной образовательной среды.

ipad во время классной работы
«В современной школе ребенку должно быть комфортно. И даже не только и не столько физически комфортно, хотя, безусловно, это важный аспект, но и психологически школа должна быть готова принять ребенка, понять его переживания и чувства, предложить ему траекторию обучения, мотивировать на получение знаний, развивать его. Без современных информационных технологий создать эффективную образовательную среду невозможно».
Дмитрий Вячеславович Белоусов,
директор МАОУ «Лицей»

Компонентами этой среды являются учебники и учебные пособия, которые в лицее очень разнообразны. Расширяя спектр средств обучения, педагоги лицея все активнее используют электронные ресурсы. Планшеты iPad позволяют работать с WEB-системами электронных учебников. Это значительно экономит время урока и повышает эффективность занятий, так как исчезает необходимость листать отдельно учебник, задачник, атлас. Вся информация собрана в одном месте.

Образовательный процесс современной школы кроме урочной включает внеурочную деятельность. В системе дополнительного образования педагоги лицея используют планшеты:

  • в рамках работы исследовательских лабораторий научного общества для постановки экспериментов, проведения наблюдений и др.;
  • в работе «Школьной фирмы» разработки проектов, программ, презентаций и др.;
  • в творчестве: создание анимационных фильмов, озвучивания и др.

«Не все учителя одинаково воспринимают использование планшета на уроках. Дополнительно нужна проверка, с каким материалом работает ученик, не всегда представляется возможность осуществлять контроль над деятельностью ученика. Переход на цифровой формат обучения снизит затраты на обучение и улучшит качество образования».
Наталья Юрьевна Елдина,
заместитель директора,
Почетный работник образования РФ

Важным аспектом развития образовательной организации является эффективное управление. Современному руководителю для принятия административных решений необходимо обладать актуальной информацией о деятельности педагогов, оперативно управлять информационными потоками. Здесь новые технические средства просто незаменимы. В совокупности с облачными технологиями планшеты iPad предоставляют руководителю полный спектр административного инструментария. Это и доступ к сетевым средствам хранения и накопления информации, и системы электронных журналов, и планировщики, и доступ к почтовым службам, и многое другое.

Новые технологии, по сути, меняют все стороны деятельности образовательного учреждения, что влечет за собой изменение не только уклада школьной жизни, но и образа мысли всех участников образовательных отношений.

Как увидеть слона и узнать, как рычит лев

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЗАВОДОУКОВСКОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ No 2

Инновации вошли в нашу повседневную жизнь, и с каждым годом их воздействие на нас стремительно возрастает. Это влияние не могло не сказаться на образовательном процессе. С переходом на новые ФГОС в школе возникало много вопросов, среди которых самыми важными были следующие: каким должно стать современное образование, как сделать учебный процесс более интересным, увлекательным, продуктивным и какие технологии для этого использовать?

ipad вместо учебника

С возможностями использования планшетного компьютера в образовательной деятельности мы впервые познакомились на «Инфотехе 2013». Оказалось, что планшеты имеются у 60% наших детей, однако используются лишь для развлечений и игр, причем не всегда с пользой для детского развития. Запретить современные устройства в школе невозможно, а значит, мы должны были искать пути их эффективного применения в учебном процессе.

Эта задача привела нас в Бауманский лицей города Йошкар-Олы. Представители нашей школы наблюдали, как происходит учебный процесс с iPad в этом лицее. Впечатление было колоссальным, все казалось новым и необычным, но в то же время очень привлекательным. По лицам детей было видно, что занятия вызывают у них большой интерес.

Изучив вопрос, мы пришли к выводу, что школе необходимы качественные гаджеты, предназначенные для образовательных целей. Наиболее соответствующими поставленной задаче оказались планшетные компьютеры фирмы Apple.

Заводоуковская средняя общеобразовательная школа No 2

Год основания:
1930

Достижения:
лауреат национальной премии «Элита Российского образования» в номинации «Здоровьеразвивающие технологии в образовании» (2013 год)

Использование iPad:
с 2014 года

Для обоснования своих выводов на встречах с родителями учеников мы подготовили специальные буклеты, где представили возможности разных планшетных устройств. Процесс использования iPad в образовательной деятельности школы вызвал у родительского сообщества неоднозначную реакцию, была проведена большая разъяснительная работа, на классных родительских собраниях демонстрировались ролики из отечественного и зарубежного опыта. Эта тема широко освещалась в местных средствах массовой информации, нас поддержал глава администрации Заводоуковского городского округа, который познакомился с опытом использования планшетных компьютеров в образовательных учреждениях Англии.

С августа 2014 года началось постепенное внедрение новых технологий в нашей школе. В первую очередь необходимо было подготовить преподавателей, в чем нам помогло сотрудничество с тренерами Apple в России, которые выезжали к нам каждые три месяца для обучения педагогов, встреч с учащимися и их родителями.

ipad на уроках

«Я как руководитель образовательного учреждения и просто как пользователь iPad считаю, что этим устройством через год-другой будут обязательно пользоваться все учащиеся, — говорит директор школы Валентина Васильевна Базелюк. — Планшет позволяет вести процесс обучения дистанционно при отсутствии ученика по каким-либо причинам в школе, кроме того, помогает нам сделать процесс обучения детей по-настоящему дифференцированным, индивидуализированным. Сегодня планшет интересен детям, а это очень важный момент в процессе познания. Мобильные и компьютерные технологии — часть современного мира, в котором живут наши ученики. Мы, педагоги, должны использовать появляющиеся технические средства с пользой для развития детей, создавая новую образовательную среду в школе».

«Научить детей самостоятельному поиску знаний, совместно использовать и свободно владеть современными информационными технологиями, построить новые взаимоотношения сотрудничества «учитель-ученик» — вот задача, стоящая сейчас перед нами. С появлением iPad в школе уроки стали более разнообразны, интересны, красочны, учащиеся с желанием идут на занятия, где применяются планшетные компьютеры. Это понятно, ведь гаджеты окружают современную молодежь повсюду, им интересно и комфортно получать знания через те устройства, которые до недавнего времени рассматривались только как средство развлечения. Преподавательский коллектив, первоначально неоднозначно отнесшийся к идее введения планшетов, теперь также отмечает преимущества использования современных технологий в образовании».
Федор Александрович Тихонов,
заместитель директора школы

Сейчас в нашей школе для изучения нового материала используются видео- и аудиолекции, интерактивные учебники, приложения Pages, Keynote, Nearpod, Socrative, Safari. Активно задействуются информационные порталы, требующие выхода в Интернет, облачные сервисы.

Домашние задания ученики получают в приложениях ShowMe, Showbie. Благодаря этому появилась возможность вести образовательный процесс, применяя дистанционные технологии обучения. iPad незаменим в творческой деятельности обучающихся, на внеурочных занятиях дети используют приложения Puppet Pals, iMovie. Планшетные компьютеры удобны для тестового контроля знаний практически по всем предметам учебного плана.

Учитель начальных классов Вера Иоганнесовна Дроздецкая считает, что использование современных технологий не только целесообразно, но и необходимо с первых лет обучения ребенка в школе: «Планшеты помогают нашим детям быстрее развиваться. К примеру, чтобы увидеть слона или узнать, как рычит лев, необязательно ждать передачу о животных или ехать в зоопарк (особенно зимой). Все это можно малышу показать в любое время. Представление информации на планшете в игровой форме вызывает у детей огромный интерес. Занятия с использованием iPad побуждают детей к поисковой и познавательной деятельности. Ученики становятся более активными, приобретают навыки публичных выступлений, творчески подходят к выполнению домашнего задания».

ipad и ученики
«Как здорово, что мы начали работать на планшетах! Очень удобно использовать iPad в качестве записной книжки, черновика, делать яркие презентации в программе Keynote. Выполняя контрольные работы, можно сразу увидеть свой результат. На планшете делать задание интереснее и быстрее. Если что-то не знаешь, можно открыть словарь и найти нужную информацию. Это гораздо проще, чем листать учебник».
Арина Артемьева,
4 класс

Педагоги заметили, что ученики стали более мотивированными на уроках. Им нравится выполнять домашние задания не традиционным способом, а используя новые технологии. Даже самые слабые дети вдруг стали раскрываться с другой стороны: им интересно самостоятельно находить информацию в Интернете, делать обобщающие схемы, создавать свои книги, фильмы, мультфильмы.

Ольга Викторовна Демина, учитель биологии, считает: «Использование планшетов на уроках позволяет активно применять новые информационные технологии в обучении, разнообразить учебный процесс, повысить интерес к предмету, дает возможность находиться в контакте с учениками в любое время. В своей практике я использую предметные приложения, с помощью которых можно в 3D формате «заглянуть» внутрь организма, определить форму и расположение органов, клеток. Как классный руководитель применяю различные приложения для более тесного взаимодействия с классом».

«С iPad стало проще, на уроках мы теперь работаем по-другому, занятия стали намного интереснее. Мы готовимся к уроку с удовольствием, создавая презентации, интерактивные книги, выполняя тесты и задания даже дистанционно. Кроме того, с планшетом легче ходить в школу, чем с полным портфелем книг, в этом компактном устройстве можно хранить все учебники и необходимую информацию по любым предметам».
Ульяна Воробьева,
7 класс

Противники нововведений в первое время утверждали, что iPad лишь развлекает детей, они не получают знаний, а играют в образовательные игрушки. Но сейчас многие из тех, кто сомневался, меняют свое отношение при виде продуктов творческой деятельности наших учеников.

О результатах проекта говорить пока сложно, так как это только начало, да и наши технические возможности в настоящее время ограничены. Однако то, что процесс использования iPad повышает интерес детей к учебе — это несомненно. В результате применения новых технологий обучения уже сегодня мы видим очень активных, коммуникативных учащихся, которые делятся своими достижениями и на региональных семинарах, и на встрече с депутатами областной Думы, и просто со своими ровесниками.

Вся наша жизнь — игра

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МОСКОВСКОЙ ШКОЛЕ No 1317

Современная школа — какая она?! Может ли она сегодня ответить на вызов времени? Внедрить что-то новое, инновационное, сохранив при этом свои классические черты? Как поднять уровень мотивации детей? Вопросов больше, чем ответов, и каждый по-своему видит пути развития школы в современных условиях. Педагоги средней общеобразовательной школы с углубленным изучением английского языка No 1317 в поисках решения этой проблемы предлагают вам познакомиться со своими наработками в данном направлении.

apple в школе

Учителя сегодня сталкиваются с серьезной проблемой — снижением уровня мотивации учеников. Заинтересовать ребенка, превратить обучение в увлекательный процесс, а не в наказание, крайне сложно. Достаточно взглянуть на занятия детей на перемене. Что они делают? Играют в планшет, телефон и обмениваются опытом прохождения очередного уровня в новом квесте. Справиться с данным явлением почти невозможно.

Так может и не стоит бороться? Лучше включиться в эту «игру» и начать применять привычные детям устройства на уроке, повысив тем самым их интерес к предмету, а заодно и учебные результаты?

Идея показалось интересной и привлекательной. Реализацию мы начали с закупки 100 планшетов iPad. Организовали проведение серии обучающих семинаров для учителей силами тренеров Apple Professional Development, обеспечили школу необходимыми программными продуктами, заручились поддержкой родителей.

Общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка No 1317, город Москва

Год основания:
2002

Профиль:
английский язык (сдача экзаменов на сертификат Кембриджа на базе школы)

Достижения:
топ-400 московских школ, победитель конкурса «Школа новых технологий»

Использование iPad:
с 2013 года

Задач стояло несколько. Во-первых, приучить ребят к тому, что планшет — это не только средство для развлечения, но и рабочий инструмент. Во-вторых, дать возможность учителям осознать, что школа не может стоять на месте, она должна идти в ногу со временем. В-третьих, получить практические навыки работы с устройствами. Эксперимент длился один учебный год.

Результаты не заставили себя ждать. Повысилась мотивация учеников, уроки стали проходить более интересно, живо, увеличилось пространство для творчества, сократилось время на проверку заданий, стало возможным контролировать работу каждого учащегося, а главное — повысился учебный результат. Такие показатели, как качество знаний и степень обученности выросли в полтора-два раза.

Применять технологии Apple возможно в разных направлениях и на разных предметах. Есть ряд универсальных программ, которые востребованы на любых уроках. К примеру, программа Nearpod дает возможность создавать презентации с добавлением фото и видео материалов, а также проводить онлайн-тестирование, результат которого тут же виден учителю.

Apple в образовании

Также наши учителя применяют программу Showbie, создавая виртуальные классы и обмениваясь файлами и сообщениями с учениками. В работе активно используются программы iWork при создании таблиц, документов и презентаций. Для развития творческих способностей эффективно приложение iMovie — ученики делают видеоролики прямо на уроках, проявляя весь свой талант и креативность. Отдельная тема — применение планшета при подготовке к ЕГЭ и ГИА. Прохождение демо-версий экзамена в режиме онлайн с мгновенным отображением результата дает возможность выявлять пробелы в знаниях учеников, а также проводить анализ вопросов, вызвавших затруднения.

Поскольку наше учреждение является школой с углубленным изучением английского языка, данный предмет для нас — один из приоритетных. Качественное преподавание языка — это большое количество различных форм обучения, в том числе грамматика, аудирование, говорение. Для проведения последних двух форм необходимо специальное оборудование — лингафонный кабинет, который дает возможность прослушать запись и сделать свою. Эту технику нам заменил iPad.

Учителя истории облюбовали программы по созданию хронологических лент, которые можно иллюстрировать фото- и видеоматериалами, различными историческими документами.

«Я хочу поступать на режиссерский факультет, поэтому обожаю те уроки, где мы снимаем свое видео, у меня есть возможность реализовать собственные идеи, придумать какие-то интересные фишки, да и монтаж очень прост».
Иван Дадаев,
11 класс

Преподаватели математики получили возможность продемонстрировать геометрические фигуры в разрезе, наглядно показав различные плоскости. Стал более увлекательным процесс работы с навыками устного счета — ученики, стремясь перейти на новый уровень игры, должны решать арифметические задачки, что они делают с большим азартом.

Учителя словесности получили библиотеку мировой классики в одном устройстве с возможностью делать «пометки на полях», прослушивать чтение стихотворений профессиональными актерами, выполнять увлекательные упражнения на закрепление правил русского языка.

В век информационных технологий мы не можем игнорировать развитие прогресса, в наших интересах сделать так, чтобы современная школа шла в ногу со временем. Только тогда мы сможем стать интересными нашим детям и говорить с ними на одном языке.

Учение без принуждения: iPad в начальной школе

ОПЫТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА ОАО «ГАЗПРОМ»

В 2013/14 учебном году Образовательный центр ОАО ГАЗПРОМ организовал серию тренингов по использованию планшетов iPad с привлечением тренеров Apple: сначала ознакомительный, а потом углубленный по всем предметам. C 2014/15 года начат экспериментальный проект «Учимся с iPad». Для координации работ был приглашен тренер Apple Михаил Кушнир. Работа в проекте отражается на сайте ipad.ocgaz.ru. Одним из участников эксперимента стала опытный педагог-методист Ольга Михайловна Леонидова.

apple ipad в начальной школе

Май 2014 года, идет набор в первый класс. Что предпринять, чтобы моим новоиспеченным первоклассникам было интересно в школе? Какие технологии будут эффективны? Вопросы, вопросы, вопросы... И тут мне предлагают опробовать iPad в первом классе. Меня привлекает все новое, тем более информационные технологии, сегодня активно вошедшие в нашу жизнь. Почему бы и нет?

Конечно, пришлось потрудиться. Прежде чем идти к ребятам, нужно разобраться и освоить технику самой. Семинары, тренинги, самостоятельное изучение работы iPad и приложений. И вот, наконец, первый урок...

Образовательный Центр ОАО «Газпром», город Москва

Год основания:
1998

Профиль:
школа полного дня для детей сотрудников Газпрома

Достижения:
лауреат V Всероссийского конкурса воспитательных систем образовательных учреждений в номинации «Общеобразовательные учреждения» (2011 год)

Использование iPad:
с 2013 года

На начальном этапе я использовала программы-тренажеры. Например, урок математики: приложение MagicPaint. Сперва отрабатывается состав числа, затем сложение и вычитание в пределах 10. В этой программе есть раздел «Статистика», где ребенок может отследить свои решения, сравнить с работой соседа по парте.

Когда ученики достигают хорошего общего уровня знаний, можно проводить соревнования на звание «Лучшего математика», для чего есть интересное приложение MathFight, в котором ребята «сражаются», как в шахматной партии. Выигрывает тот, кто быстрее и правильнее других решит примеры.

Много интересных возможностей для преподавателя открывает iPad и по другим предметам. На уроках обучения грамоте мне помогает замечательная электронная книжка-раскраска «Азбука», где, знакомясь с буквой, дети не только раскрашивают картинки, в названии которых есть эти буквы, но и работают со звуком, классифицируют и группируют слова. В результате каждый из моих учеников создал собственную «Азбуку» в программе MyStory, добавляя на каждую букву свои рисунки, подходящие стихи, пословицы или загадки, некоторые использовали функцию озвучивания.

«Для активизации индивидуальной познавательной деятельности учеников необходимо предложить им интересные творческие задания. Это требует неординарной изобретательности от учителя. Задача существенно упрощается при использовании планшетов. В мире накоплен большой опыт использования планшетов iPad в школах, поэтому при проведении эксперимента по повышению мотивации к обучению и интереса к познавательной деятельности учеников мы используем технологии Apple».
Елена Анатольевна Недзвецкая,
директор Образовательного центра

А как интересно ребятам записывать аудио своих рассказов и выученных стихов! Качество чтения росло с каждым днем, ведь ребенок сначала прослушивал свои записи, переписывал несколько раз, пока самому не понравится. И никто егоне принуждал к таким действиям, это была личная инициатива!

А недавно прошел открытый урок по окружающему миру с использованием iPad. Перед детьми стояла задача продемонстрировать умение по определенному признаку соотносить текстовую и знаковую информацию (из предложенных вариантов выбрать нужный текст и фото) и успешно применять информационно-коммуникационные технологии (составление кластера в программе Pорplet и создание слайда в Google-презентации). И мои первоклассники отлично показали приобретенное мастерство в применении новых информационных технологий.

Я очень довольна полученными результатами и надеюсь, что и в дальнейшем мои ученики будут учиться с такой же радостью!

Первый шаг к школе будущего

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ C iPAD В ГИМНАЗИИ № 26 ГОРОДА МИАСС

Основная цель нашего учебного заведения — создание максимально комфортных условий для формирования успешной, конкурентоспособной личности учащегося, личности социально активной и мобильной, ведущей здоровый образ жизни и востребованной в обществе. Гимназия постоянно внедряет в учебный процесс новые образовательные технологии, в том числе информационно-коммуникационные. В августе 2013 года мы приняли участие в Apple Learning Tour в Челябинске, где впервые узнали о возможности использования планшетных технологий в образовании. Мы загорелись идеей создать интерактивный мобильный класс на основе техники Apple.

шаг в будещее с iPad

В том же году мы выиграли областной конкурс, и на базе нашей гимназии была организована предметная лаборатория по работе с одаренными детьми по направлению «Духовно-нравственное воспитание в рамках реализации ФГОС, в том числе введение ОРКСЭ». Когда были выделены средства на техническое оснащение лаборатории, мы уже точно знали, какая техника нам нужна. Мы закупили 30 планшетов iPad2, MacBook, Apple TV, точку доступа и плазменную панель.

Освоить планшетные технологии нам помогали тренеры программы профессионального развития преподавателей Apple Professional Development Ольга Асаянова и Ольга Рясная-Бредихина. Они дважды проводили у нас тренинги. Нашим педагогам оказались очень полезны эти занятия, захотелось сразу попробовать самим провести урок с использованием новой техники.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия No 26», город Миасс

Год основания:
1966

Достижения:
лауреат конкурса «100 лучших школ России» в номинации «Лучшая гимназия»; лауреат Национальной премии и обладатель золотой медали «Элита Российского образования» (2013 год)

Использование iPad:
с 2014 года

В новом 2014–2015 учебном году мы стали использовать планшеты на уроках ОРКСЭ в 4 классе и в проектной деятельности учащихся. Детям очень нравится процесс создания проектов с помощью планшета. Ребята очень быстро освоили приложения BookCreator, PuppetPals, iMove и др. Наличие планшета на уроке оживляет процесс обучения, делая его более интересным и интерактивным. Учителю эти устройства позволяют отследить работу каждого ученика в любой момент урока, в случае необходимости оказать помощь. Нововведениями довольны все — и учащиеся, и педагоги.

В процессе работы лаборатории педагогам гимназии приходится проводить различные семинары и мастер-классы как муниципального, так и регионального уровней. На каждом таком мероприятии мы обязательно показываем возможности iPad для образования.

24 июня 2014 года на базе гимназии No 26 состоялся областной семинар «Деятельность учителей истории и обществознания в условиях введения историко-культурного стандарта», в работе которого приняли участие более 50 человек из Челябинской, Свердловской областей, Перми, Самары, Уфы, Миасса. Данный семинар входил в программу трехдневной педагогической экспедиции для учителей Уральского Федерального округа.

«Мне очень нравится работать с планшетом, особенно создавать анимированные сюжеты. Интересно двигать себя! Это забавно! Но самое увлекательное — озвучка! Оказывается, это очень интересно, но в то же время непросто, не всегда получается с первого раза. Жалко, что таких приложений нет на компьютере».
Аделина Хужина,
ученица 4 класса
шаг в будещее с iPad

27 сентября и 4 октября 2014 года совместно с Челябинским институтом переподготовки и повышения квалификации работников образования на базе предметной лаборатории прошел двухдневный областной теоретико-практический семинар по теме «Изучение истории религий и воспитание духовно-нравственной культуры школьников». В ходе мероприятия с педагогами был проведен практикум по теме «Использование планшетных технологий в проектной деятельности на уроках ОРКСЭ».

14 марта 2015 года на очередном муниципальном обучающем семинаре по проектной деятельности учащиеся и педагоги гимназии представляли свои проекты, выполненные с помощью планшетов iPad.

«Работа с планшетом очень интересна моим ученикам. Дети легко смогли понять принцип работы с ним, хотя мне, взрослому человеку, было гораздо сложнее. Я думаю, что использование планшета в начальной школе дает возможность разнообразить формы работы, что, несомненно, повышает интерес к обучению. Мне нравится применять планшет для прочтения текстовдиалогов с использованием приложений PuppetPals и SockPuppets, ну и, конечно, для поиска информации в Интернете».
Венера Зиннуровна Егорушина,
учитель начальных классов

Результаты внедрения планшетных технологий не заставили себя ждать. В младших классах заметно возрос интерес учащихся к предмету ОРКСЭ, на котором есть возможность поработать с iPad, старшеклассникам очень нравится заниматься проектной деятельностью, используя iPad, учителям гимназии новые технологии помогли продемонстрировать свое педагогическое мастерство. Валентина Викторовна Степанова и Ольга Борисовна Шалдова стали победителями областного конкурса методических проектов по комплексному учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики».

Экосистема Apple

Техносфера iPad

Разнообразные технические аксессуары позволяют получить от компактного планшета iPad максимум удобств. В интернет-магазине Apple можно найти целый ряд предложений. Мы подробно расскажем только о некоторых устройствах, наиболее востребованных в сфере образования.

ТОЧКА ДОСТУПА БЕСПРОВОДНОЙ СЕТИ WIFI

apple air port

Устройства Airport Express, Extreme и TimeCapsule отличают присущие фирме Apple элегантность и качество. Все варианты точек доступа поддерживают одновременную работу на каналах 2.4/5 ГГц. Их можно комбинировать для увеличения нагрузки и охватываемого пространства. Управление осуществляется с помощью утилиты AirPort, доступной и для планшета, и для персонального компьютера.

Airport Express создан для личного или семейного пользования. Можно подключить точку доступа к аудиосистеме и слушать музыку с гаджета без проводов — сигнал будет передаваться по фирменному протоколу Apple AirPlay. Через разъем USB удобно присоединить принтер и пользоваться им дистанционно с любого планшета и компьютера. Устройство достаточно компактно, чтобы брать его с собой туда, где нет свободного доступа к сети WiFi.

Airport Extreme рассчитан на более серьезную нагрузку. Тренеры обучающих программ Apple используют эти устройства на массовых мероприятиях. Их можно успешно применять для работы в учебных аудиториях и школьных классах. Устройство позволяет посредством USB сделать жесткий диск доступным для совместного использования с нескольких точек. Оно поддерживает современный стандарт 802.11ac.

Time Capsule внешне выглядит так же, как и AirPort Extreme, но включает еще и диск емкостью 2 или 3 ТБ.

СРЕДСТВО ВЫВОДА МЕДИАСИГНАЛА С iPad НА ВНЕШНИЙ МОНИТОР ИЛИ ПРОЕКТОР

Apple TV

На массовых мероприятиях очень важна возможность выступающего свободно перемещаться по аудитории и при этом транслировать на экран информацию с iPad. Практически все школы, начинающие использовать планшеты в образовательном процессе, обязательно приобретают компактные устройства Apple TV. Если есть подключение к Интернету, можно непосредственно из сети просматривать и прослушивать медиафайлы, сохраненные в вашей учетной записи.

Недавно появились проекторы с возможностью беспроводной передачи сигнала, однако владельцам iPad подходят только те из них, которые поддерживают фирменный протокол Apple AirPlay. Для работы с другими типами проекторов потребуется установить на планшет специальное приложение, функциональность которого заметно слабее возможностей AirPlay.

Если хотите послушать музыку, не мешая другим, предлагается широкий выбор наушников — от сравнительно простых и элегантных до самых экзотических, рассчитанных на меломанов.

БЕСПРОВОДНАЯ КЛАВИАТУРА

apple wireless keyboard

Для тех, кому удобнее пользоваться клавиатурой стандартного размера, доступны Bluetoot-клавиатуры. Планшет и клавиатуру в этом случае можно разместить независимо друг от друга в любом удобном положении. Существует вариант клавиатуры с разъемом для мобильного устройства, где iPad параллельно с процессом работы может заряжаться. Можно использовать отдельную подставку-зарядку для планшета, например, Twelve South HiRise.

БЕСПРОВОДНАЯ ПЕЧАТЬ

apple air print

Самый удобный вариант беспроводной печати с iPad — использование принтера, поддерживающего фирменный протокол Apple AirPrint. Однако выбор таких принтеров ограничен и стоимость довольно высока по сравнению с множеством других, более простых, но вполне отвечающих требованиям к параметрам печати. Самый бюджетный вариант для печати непосредственно с планшета — установить принтер на любой компьютер, доступный по сети Wi-Fi, настроить его на возможность сетевой печати и поставить специальную утилиту, которая сможет предложить этот принтер через сеть по протоколу AirPrint, например, HandyPrint.

ВОЗМОЖНОСТИ ОБМЕНА ДАННЫМИ

apple macmini

Лаконичный интерфейс — фирменный стиль компании Apple, традиционно придерживающийся принципа «все гениальное просто». Взяв за ключевую ценность компактность и удобство, разработчики не забыли о многофункциональности — она достигается внешними устройствами, большинство из которых обменивается данными с планшетом в той же беспроводной логике, а остальным достаточно того единственного порта, который есть. Для обмена данными можно пользоваться сетевыми утилитами, для которых требуется наличие сети. Однако проще всего для передачи файлов использовать электронную почту или облачные сервисы iCloud, Dropbox, GoogleDrive, OneNet и так далее. Первый из них встроен в любое устройство Apple и обычно сразу активируется. Тем, кто не любит выкладывать все свои фото-, видео- и другие материалы без особого повода в сеть, стоит сразу при покупке устройства Apple установить запрет на публикацию. Для остальных облачных сервисов нужно загрузить с AppStore соответствующие приложения и авторизоваться.

Один из вариантов обмена данными без выхода в Интернет по локальной сети описан выше — Time Capsule или подключенный к AirPort Extreme USB-диск. Еще одна подобная возможность на основе технологий Apple — OS X Server на базе компактного персонального компьютера Mac mini. Протокол WebDAV, с которым работают многие приложения на планшете, может поддерживаться практически любой из известных серверных платформ — Mac, Windows, UNIX, Linux, но усилий по настройке для изделий Apple требуется меньше.

Есть также возможность точечного обмена файлами между устройствами без серверов и общих дисков. Самый простой вариант — встроенный сервис AirDrop. Если эта технология не поддерживается, поможет установка на iPad приложения, позволяющего сделать его доступным по сети с внешнего устройства. Обмен файлами может происходить по Wi-Fi или Bluetooth.

Существуют и специализированные приложения для беспроводного обмена файлами, и более многофункциональные приложения типа файловых менеджеров, в которых прямой обмен файлами — одна из функций, в частности, iFiles, GoodReader.

ЗАРЯДНЫЕ УСТРОЙСТВА

дополнительный аккумулятор для ipad

Главное преимущество мобильных гаджетов — свобода от проводов и от сложностей интерфейса. Когда проникаешься таким удобством, начинаешь мечтать о возможности даже заряжать его без проводов. Для фанатов беспроводной свободы уже реализована и такая функция. Кроме самых разных вариантов подключения к розеткам и прикуривателям, полезным приобретением является мобильный аккумулятор с USB-входом (его заряжать) и USB-выходом (от него заряжать). Они различаются размерами и расчетным током заряда. Для планшета желательно иметь выход 2 А. Большинству других мобильных устройств достаточно 1 А. Планшет и от 1 А может зарядиться, но это будет дольше. Один из возможных вариантов — XTORM емкостью 11 Ач. Его хватает на одну полную зарядку. Рекомендуется заряжать дважды: первый раз от примерно половинного заряда, а потом от почти полной разрядки. В перечне предложений этой же фирмы есть вариант зарядного устройства с солнечной батареей, но качество заряда — не наилучшее. Появились и неожиданные варианты зарядных устройств — преобразующие газовые заправки для зажигалок в USB-электричество специально для мобильных устройств.

ВНЕШНИЕ НОСИТЕЛИ ИНФОРМАЦИИ

внешний HDD

При работе с любом устройством рано или поздно наступает момент, когда объема памяти перестает хватать. Больше всего места на диске занимают видео- и фотоматериалы, а также игры. При дефиците свободной памяти часть информации несложно сбросить на внешний носитель одним из описанных выше способов. Для удобства можно приобрести мобильный внешний диск с Wi-Fi. Например, SanDisk Connect Wireless Media Drive или Seagate GoFlex Satellite. Эти устройства бывают различной емкости и способны держать заряд несколько часов.

КАЛЛИГРАФИЯ И РИСОВАНИЕ

калиграфия с ipad

Альтернативным вариантом ввода информации в iPad является письмо или рисование прямо на экране планшета. Для получения четкого изображения необходимо воспользоваться специальным аксессуаром — стилусом. В зависимости от используемого приложения удобство процесса и качество результата может быть разным. Выбор различных решений предложен на сайте www.adonit.net.

БЕСПРОВОДНОЙ ВИДЕОВХОД

Замечательным преимуществом мобильных технологий является возможность проводить исследования на специальных устройствах и выводить изображения для общего наблюдения. Одним из таких инструментов является ручной мобильный микроскоп, например, Bodelin Technologies ProScope Micro Mobile. С ним очень удобно рассматривать микрообъекты в школьном классе.

Возможно удаленное изучение исследуемого объекта с помощью видеокамер, передающих сигнал по сети. Беспроводная видеокамера, такая как Eplutus H3, незаменима при наблюдении за животными или растениями.

БЕСПРОВОДНЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ

беспроводные измерения с ipad

Совершенно уникальные возможности для естественнонаучного образования появились с использованием беспроводных цифровых датчиков, подключаемых к планшету. Это позволяет обрабатывать один массив данных всеми учениками независимо друг от друга, а также делает возможным удаленное проведение эксперимента в любое время, что при традиционной организации учебного процесса недостижимо.

Один из доступных на российском рынке вариантов — LabDisc (www.rene-edu.ru) с широким диапазоном различных подключаемых датчиков в комплектации для разных естественнонаучных курсов. Другой вариант — PASCO (www.polymedia.ru). Сейчас данное направление активно развивается, поэтому спектр предложений будет увеличиваться.

Электронный учебник — новая образовательная реальность

Согласно приказу Министерства образования Российской Федерации о внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников, с 2015 года каждый учебник должен иметь и печатную, и электронную формы. К январю этого года издательство «Просвещение» подготовило и представило на экспертизу электронные версии к учебникам по всем предметам с 1 по 11 классы.

Электронный учебник

Опираясь на собственный опыт разработки цифровых образовательных ресурсов, проанализировав современный статус электронных учебников в мире и учитывая реальное положение дел со школьной цифровой инфраструктурой в стране, издательство «Просвещение» приняло решение, каким должен быть электронный учебник на данном этапе. А именно: недорогим, доступным через широкую палитру устройств, несложным для начинающих пользователей, нетребовательным к сложности устройства (кроме качества экрана), при этом время установки электронного учебника не должно превышать одной минуты.

Но главное, должны быть реализованы следующие педагогические свойства учебника:

  • взаимозаменяемость с печатным учебником;
  • более тесное сотрудничество ученика и учителя в совместной деятельности по освоению знаний, навыков, понятий;
  • возможность для новых форм организации учебной деятельности, например, для мобильного, дистанционного и смешанного обучения.

Все 415 переданных на экспертизу электронных учебников издательства «Просвещение» разработаны с упором на эти установки. Еженедельно московские учителя тестируют электронные учебники и проводят открытые уроки с их использованием. Записи уроков и онлайн-встреч экспертами доступны на сайте издательства в разделе «Электронный учебник — новая образовательная реальность».

Какие же функциональные особенности электронного учебника издательства «Просвещение», работающего на iPad, учителя называют самыми важными?

Более подробную информацию можно получить на сайте издательства www.prosv.ru

На экране планшета с открытым электронным учебником собрана вся информация, необходимая для урока и внеурочной деятельности, разработана удобная навигация, чтобы в каждый момент работы с планшетом видеть учебник целиком без дополнительных переходов, сохраняя смысловые связки в расположении информации. Пользователь всегда видит обложку, прикосновение к ней отражает оглавление в соответствии с печатным учебником, нужная страница открывается мгновенно, поворот планшета на 90 градусов позволяет изменить представление текста (в развороте или на весь экран); нажатие на иллюстрацию или рисунок в учебнике открывает галерею изображений, в которую учитель может подгружать свои ресурсы, то же касается материалов для проверки и самопроверки. Текстовый материал электронного учебника обеспечен мультимедийными объектами, каждое слово учебника интерактивно — по нажатию на него открывается определение, аудирование и другие опциональные справочные материалы.

Для поддержки профессионального сообщества издательство организует бесплатную апробацию электронных учебников с 15 апреля по 31 мая 2015 года.

Образование без границ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПЛАТФОРМА iTunes U

iTunes U — образовательная платформа, обеспечивающая доступ к бесплатным учебным ресурсам от всемирно известных образовательных учреждений. Более того, это система, позволяющая преподавателям создавать собственные курсы, используя как материалы платформы, так и свой образовательный контент. С недавнего времени и российские учителя могут создавать курсы, которые становятся доступны с iPad/iPhone/iPod.

КАКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ iTunes U ОТКРЫВАЕТ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ?

уроки iTunes U

Учителю не нужно распечатывать материалы или вручную рассылать на почту своим ученикам — добавляешь материалы в курс, и они автоматически загружаются на устройства учащихся. Разработанный специально для конкретного класса курс помогает повысить эффективность обучения, поскольку учителя обычно знают и сильные, и слабые стороны своих учеников. Более того, теперь педагоги могут добавлять и обновлять материалы в любое время, что позволяет скорректировать курс в соответствии с потребностями класса.

«Научить детей самостоятельному поиску знаний, совместно использовать и свободно владеть современными информационными технологиями, построить новые взаимоотношения сотрудничества «учитель-ученик» — вот задача, стоящая сейчас перед нами. С появлением iPad в школе уроки стали более разнообразны, интересны, красочны, учащиеся с желанием идут на занятия, где применяются планшетные компьютеры. Это понятно, ведь гаджеты окружают современную молодежь повсюду, им интересно и комфортно получать знания через те устройства, которые до недавнего времени рассматривались только как средство развлечения. Преподавательский коллектив, первоначально неоднозначно отнесшийся к идее введения планшетов, теперь также отмечает преимущества использования современных технологий в образовании».
Федор Александрович Тихонов,
заместитель директора школы

Какие же материалы можно включить в курс? Любые, необходимые для проведения уроков или для работы дома — аудио, видео, текстовые файлы, ссылки на сайты, на ресурсы других курсов iTunes U, в том числе и созданные педагогами других стран, на приложения. Зачастую в компьютере учителя уже есть необходимая учебная информация в разрозненном виде, достаточно определиться с содержанием своего курса и составить последовательный план наиболее эффективной подачи материала ученикам. От этого будет зависеть, сколько времени педагог потратит на создание курса — несколько минут, часов или дней.

Преподаватели также могут совместно работать над созданием курса, управлять им и приглашать до пяти коллег в качестве соавторов. Кроме того, свой курс можно передавать другому учителю вместе со всеми данными о зарегистрированных учащихся или поделиться идеями, показав его копию.

курсы МФТИ для iTunes

В новой версии iTunes U появилась возможность добавлять «Дискуссии» – форумы для обсуждения учебных вопросов между учащимися и преподавателем по отдельным заданиям или всему курсу. Создать новое обсуждение может как учитель, так и сами ученики. В дискуссиях могут принимать участие все учащиеся, подписанные на курс, но модерацию и контроль за обсуждениями осуществляет только учитель. Участники форума получают уведомления о появлении новых сообщений. «Дискуссии» позволяют учителю координировать работу учеников и за пределами школы.

Если зарегистрировать образовательное учреждение в списке учебных заведений iTunes U, то количество создаваемых вами курсов будет неограниченно. Результат ваших трудов появится в каталоге приложения, что дает возможность распространять учебные курсы за пределами класса — для людей со всех уголков мира. Достаточно разместить заявку на сайте www.eduapp.apple.com

«Раньше было сложно совместить работу сильных и слабых учеников на одном уроке, сделать так, чтобы не было слишком легко или трудно. Планшет помог выстроить индивидуальные траектории: задания разного уровня я выкладываю в виде курса в iTunes U, а ученикам даю ссылку. На уроке они надевают наушники и работают самостоятельно, не списывая друг у друга — каждый на своем уровне».
Алина Эдуардовна Слепушкина,
учитель английского языка

В каталоге iTunes U уже можно найти курсы российских школ и университетов. Например, лекции преподавателей МФТИ или учителей школы No 356 г. Москвы. Среди курсов от МФТИ в прошлом году самыми популярными стали «Теория поля» и «Термодинамика»: общее число загрузок составило около 30 тысяч, а за появлением новых материалов следит порядка 12 тысяч подписчиков.

КАКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ iTunes U ОТКРЫВАЕТ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ?

В приложении iTunes U ученики могут зарегистрироваться на курс и загрузить все необходимые материалы при условии подключения к сети Wi-Fi, то есть получить книги и курсы, созданные конкретно для них. Проект, придуманный самими учениками на основе пройденного, помогает им лучше понять и запомнить материал. Учащимся средней и старшей школы курс iTunes U позволяет ощущать себя учеником XXI века — ты учишься иначе, и тебе это нравится.

Возможность участия в «Дискуссиях» приближает школьный материал к современной реальности, ведь это очень похоже на общение в социальных сетях. Виртуально учащимся проще высказать свое мнение, получить отзыв преподавателя и одноклассников, сделать выводы и подготовиться к очному ответу в школе. Таким образом, обучение перестает быть ограниченным только стенами школы, оно может продолжаться и за ее пределами в любом подходящем месте и в любое удобное время.

Искусство объяснять

«Объясняшки» – очень простое в освоении мобильное приложение, которое позволяет создавать рисованные и информативные видеоролики. Практическим опытом его применения на своих уроках делятся учитель русского языка и литературы Ольга Георгиевна Рафальчук и преподаватель биологии Елена Львовна Жеребцова, ГБОУ школа No582 Санкт-Петербурга.

скриншот программы Объясняшки

В наше время, когда колоссально возрос объем передаваемой информации, складываются новые виды и способы ее передачи, мы все чаще сталкиваемся с необходимостью формировать особые умения визуализации учебного материала. Одной из технологий, способных прийти нам на помощь в этом процессе, является программа «Объясняшки» — приложение для iPad, позволяющее создание коротких анимированных роликов в формате whiteboard animation.

«Объясняшки» — один из инструментов для интерпретации учебной информации. Но это не значит, что цель создания анимированного ролика — точное запоминание информации или ее воспроизводство. Предназначение приложения в том, чтобы достаточно большой объем знаний был усвоен не в чистом виде, а преобразован через субъективный опыт. Это позволяет увидеть целостно учебный материал, избежать мозаичности восприятия, которая делает обучение неэффективным. Кроме того, дети учатся устанавливать связи между изучаемыми понятиями и различными образами окружающего мира.

Многие впервые смотрят видеоролики, созданные учениками, ожидая от них чего-то особенного. Как правило, непосвященных зрителей ждет разочарование. Но смысл «объясняшек» не в том, чтобы сделать шедевры анимационного искусства. Самое ценное происходит во время процесса создания ролика: это творческий поиск и новая форма осмысления изучаемой темы и материала.

ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО С «ОБЪЯСНЯШКАМИ»

Самый простой вид работы учеников с приложением — создание роликов на основе уже готовых текстов (детские песни, стихи, считалки, поговорки). На первый взгляд, такой материал кажет ся не самым интересными для визуализации, однако различная интерпретация текста учениками позволяет создать творческую атмосферу, пробудить у детей интерес к слову.

Примеры рисованных роликов, созданных в программе «Объясняшки», вы можете найти на сайте www.xplainto.me

Главное предназначение первого занятия с приложением — помочь ребенку пройти все этапы создания ролика и открыть в себе способности к рисованию, озвучиванию или созданию текста. В начале пути ошибки закономерны, их не следует бояться.

Возможно, первые анимационные учебные ролики могут кому-то показаться смешными, однако для самих ребят это настоящее творческое достижение!

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ С «ОБЪЯСНЯШКАМИ»

С помощью «Объясняшек» мы попробовали вызвать у детей интерес к значению слов выражений. Урок по теме «Фразеологизмы» с использованием данного приложения — первое практическое занятие с пятиклассниками, из которых никто почти не знал о том, что это за программа. В работе участвовали консультанты-шестиклассники, набившие руку на создании обучающих и презентационных роликов. Это помогло не только организовать обучающий быстрый экспресс-курс, но и решить проблему нехватки iPad для каждого ученика. Перед уроком детям было дано домашнее задание — найти фразеологизм, значение или происхождение которого может заинтересовать остальных. В результате для роликов возникли темы: «Врать, как сивый мерин», «Яблоко раздора», «Собака на сене» и др.

Подача материала в виде анимированных роликов помогает запомнить гораздо больше информации, нежели простой рассказ или лекция. Дело в том, что при просмотре видео одновременно задействуются сразу два канала восприятия — слуховой и зрительный. Кроме того, в процесс вовлекается еще одна особенность нашего мозга: он мыслит картинками и гораздо лучше запоминает информацию именно в форме последовательных визуальных образов.

Итог работы мастерской: учениками созданы разнообразные анимированные ролики, не просто помогающие запомнить лингвистическое понятие, а представляющие наглядный пример использования фразеологизма. Это первая ступенька в приучении ребят к осмысливанию языка, пробуждению интереса к значению отдельных его элементов.

ДЕТИ УЧАТ ВЗРОСЛЫХ

Мы давно готовились к мастерской по биологии. При работе с новыми технологиями часто получается так, что приходится менять правила игры. В этот раз неожиданно пришла в голову идея рассказать о технологии создания «объясняшек» учителям: пусть занятие проведут дети, хорошо знакомые с приложением, а в роли учеников выступят преподаватели биологии Приморского района Санкт-Петербурга.

скриншот 2 программы Объясняшки

И вот ученики 5–7 классов, за плечами которых опыт нескольких обучающих занятий, самостоятельно проводят тренинг с учителями. Сперва очень кратко рассказывается о технологии создания роликов. Тема ролика — вопрос: «Чем живое отличается от неживого»? Приступаем к работе. Группы работают неожиданно быстро, очень заинтересованно, самое главное: консультанты-дети не теряются. В отличие от учеников, взрослые не стремятся коллективно озвучивать ролик или рисовать его, очень грамотно распределяют роли. Спустя два часа первая группа уже выкладывает ролики, затем подтягиваются остальные.

Этот опыт оказался очень полезен как учителям, так и ученикам, выступавшим в роли консультантов. Одни познакомились одновременно с работой приложения и восприятием его учениками, а другие научились передавать свои умения тем, кто старше и умудреннее знаниями в целом.

ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ «ОБЪЯСНЯШЕК» В ШКОЛЕ

Очевидно, что приложение «Объясняшки» востребовано на разных учебных предметах с различными целями. Но в образовательном процессе эта технология может иметь и более широкое применение:

  • учебные ролики (презентации, домашние задания по выбору, тренинги выразительного чтения, мотивирующие ролики и пр.);
  • оформление школьных творческих мероприятий (рекламные и творческие визитки, анонсы событий);
  • информационное сопровождение методических мероприятий и педагогических советов;
  • организация досуга в период каникул (внеурочная деятельность, оформление игровых конкурсов).

Возможно, другие педагоги и другие школы найдут новые формы применения «Объясняшек» на уроках и вне занятий. В мире уже придумано множество техник, с помощью которых преподавание становится намного проще, а сложные предметы подаются способом, благодаря которому они гораздо легче воспринимаются. Наша задача — использовать передовой опыт в обучении самим и делиться своими достижениями с коллегами, чтобы дети, которым предстоит жить в мире новых технологий, могли получить не только как можно больше необходимых знаний, но и научились мыслить и творить с помощью современных средств.

ТОП-10 приложений для образования

iMovie

Одно из самых любимых приложений учеников. Это не только удобный и простой в использовании видеоредактор, но еще и средство самовыражения. Специальные функции, такие как «Трейлер» или «Титры», помогают оформить профессиональный видеоролик, не задумываясь о технической стороне задачи, уделив больше внимания образовательной функции. На последующих уроках созданные видеоролики можно использовать для рефлексии или повторения материала.

Explain Everything

Удобная программа для создания презентаций и учебных видеороликов. С ее помощью вы можете добавлять аудиозаметки к проекту, фото- и видеоматериалы на слайды, использовать лазерную указку, рисовать «от руки» и многое другое. Функция экспорта позволяет обмениваться готовыми презентациями в разных форматах.

GarageBand

Приложение, которое можно использовать для записи музыки, предлагает множество профессиональных инструментов для редактирования. Это мечта каждого учителя музыки.

Puppet Pals HD

Кукольный театр на iPad, доступен в двух версиях: Puppet Pals HD и Puppet Pals HD Director`s Pass (предлагает расширенные возможности). Приложение позволяет одному или нескольким ученикам создавать короткие анимационные фильмы. Учащиеся могут оживлять фигуры, записывать голоса, менять фон проекта. Можно использовать шаблоны приложения, либо добавить свои.

Pages

Этот текстовый редактор открывает большие возможности для работы в классе – разнообразные шаблоны помогают не тратить время на форматирование страниц, а поддержка фото и видео позволяет создавать из текстов настоящие мультимедийные продукты.

Numbers

Инструмент, позволяющий работать с данными. Приложение поддерживает более 250 различных функций и в то же время просто в использовании. С помощью всего нескольких касаний вы можете ввести данные, произвести сложные расчеты, обобщить и визуально их представить.

Keynote

Основное приложение, использующееся учащимися для создания презентаций по любым школьным предметам. За простотой скрыты практически неограниченные возможности в представлении своей идеи, а профессиональный дизайн шаблонов позволяет больше думать над содержанием, а не над формой.

Book Creator

Фантастическое приложение для учащихся и учителей. Оно позволяет создавать книги, обмениваться ими и объединять несколько книг в одну. Созданная книга может содержать текст, ссылки, звук, изображения и видео. Простота в использовании делает это приложение доступным учащимся даже начальных классов.

Showbie

Приложение, предназначенное для распространения учебных материалов, сбора и проверки выполненных работ учителем. Материалы могут быть созданы в любом приложении – можно даже сфотографировать страницу реальной книги и отправить фото ученикам. Удобными функциями приложения являются встроенные инструменты рисования, а также возможность записать аудиокомментарий к сданной работе.

Nearpod

Одно из самых популярных приложений в AppStore среди учителей. Оно позволяет педагогам добавлять интерактивные упражнения и мультимедийные файлы в свои презентации, отслеживая работу учеников над заданием в режиме реального времени.

Практикум

Как раздать материал в SHOWBIE

Приложение Showbie предназначено для распространения преподавателем учебных материалов, сбора и проверки выполненных работ учащихся. Материалы могут быть созданы в любом приложении – можно даже сфотографировать страницу реальной книги и отправить фотографию ученикам. Удобными функциями приложения являются встроенные инструменты рисования (так, поверх загруженной фотографии можно что-то написать), а также возможность записать аудиокомментарий к сданной работе.
как раздать материал в showbie

Если вы зашли в приложение как учитель, начать нужно с создания класса. Для этого нажимаем на гаечный ключ, выбираем верхнюю строчку, вводим название класса (в нашем случае Demo) и сохраняем. Система автоматически создаст код доступа в класс, который нужно будет сообщить всем ученикам.

как раздать материал в showbie

При входе в класс нажатие на еще один гаечный ключ позволит добавить задание — для этого выбираем третью строчку и вводим название для задания (в нашем случае это Задание 1). Вторая строка — выбор даты сдачи выполненного задания. Под этой строкой переключатель. Если вы передвинете его вправо, то тогда это задание будет скрыто от учеников.

как раздать материал в showbie

Зайдя в задание, вы увидите общую папку (Shared Folder). Чтобы загрузить файл с материалом для всего класса, нужно войти в эту папку. Нажав на «+» в правом верхнем углу, вы получите возможность:

  • переключиться в камеру и сфотографировать материал;
  • выбрать уже имеющееся фото;
  • сделать текстовый комментарий;
  • записать голосовую заметку;
  • загрузить документ из облачного хранилища iCloud.
как раздать материал в showbie

Рассмотрим загрузку документа из iCloud. Материалы туда сохраняются при работе в программах пакета iWork (Pages, Numbers, Keynote) на компьютере или планшете. Выбираем соответствующую папку (в нашем случае Pages), находим в ней нужный документ, нажимаем на него, и он загружается в общую папку выбранного задания.

как раздать материал в showbie

Если задание выполняется на том же планшете, есть еще один способ загрузить задание в Showbie. Работая над документом (в нашем случае в приложении Pages), нажимаем на кнопку «экспорт» и выбираем третью строчку (Открыть в программе). Здесь выбираем формат, в котором документ будет загружен в Showbie, затем находим пиктограмму программы и отправляем файл. Он будет загружен в последнюю открытую папку в Showbie.

Как создать презентацию в EXPLAIN EVERYTHING

Explain Everything — удобная программа для создания интерактивных презентаций. С ее помощью вы можете добавлять аудиозаметки к проекту, фото- и видеоматериалы на слайды, использовать лазерную указку, рисовать «от руки» и многое другое. Функция экспорта позволяет обмениваться готовыми презентациями в разных форматах.

как создать презентацию в EXPLAIN EVERYTHING

Чтобы приступить к созданию презентации, нажимаем кнопку «+» в левом верхнем углу и выбираем цветовую гамму шаблона. Перед нами появляется рабочее поле проекта. На левой панели располагаются инструменты для создания презентации, на нижней панели – инструменты для записи анимации и звуковых заметок.

как создать презентацию в EXPLAIN EVERYTHING

Текстовую информацию на слайд можно добавить двумя способами. Инструмент «Карандаш» позволяет добавить письменный текст, «А» – печатный текст. Чтобы удалить объект со слайда, прибегаем к помощи кнопки «х».

как создать презентацию в EXPLAIN EVERYTHING

На слайд можно добавить фото- и видеоматериал, имеющийся на планшете или снятый во время создания презентации. На левой панели с помощью кнопки «+» находим нужный файл и добавляем в проект.

как создать презентацию в EXPLAIN EVERYTHING

Одним из важных инструментов для записи анимации слайда является «Указка». Длительным нажатием на значок указки на левой панели можно выбрать ее тип и цвет (точка, стрелка и т. д). Теперь при движении пальцем по рабочему полю под ним будет находиться тот значок указки, который вы выбрали.

как создать презентацию в EXPLAIN EVERYTHING

Инструменты на нижней панели позволяют записать голосовой комментарий к слайду или его анимацию, а также отредактировать звуковую дорожку в самом приложении.

В правом нижнем углу находятся инструменты для экспорта готовой презентации в фото- или видеоформате, с возможностью сохранить презентацию на планшете, выложить на youtube или в облачные хранилища данных.

Как смонтировать видеоролик в iMovie

iMovie — одно из самых любимых приложений учеников. Это не только удобный и простой в использовании видеоредактор, но еще и средство самовыражения. Специальные функции, такие как «Трейлер» или «Титры», помогают оформить профессиональный видеоролик, не задумываясь о технической стороне задачи, уделив больше внимания ее образовательным аспектам. На последующих уроках созданные видеоролики можно использовать для рефлексии или повторения материала.
Как смонтировать видеоролик в iMovie

В правом верхнем углу нажимаем кнопку «+» и выбираем функцию «Создать новый фильм». Функция «Трейлер» отличается от создания «Фильма» тем, что позволяет работать только в рамках выбранного шаблона, добавлять фото- и видеоматериал в определенном количестве и заданной длины. Хорошо подходит для начинающих осваивать эту программу.

Как смонтировать видеоролик в iMovie

Выбираем оформление видеоролика, при желании можно предварительно посмотреть деморолик, выполненный в данном шаблоне.

Как смонтировать видеоролик в iMovie

Выбираем нужный видеоролик, добавляем на дорожку для редактирования. Чтобы обрезать или вырезать часть видео, устанавливаем указатель воспроизведения в нужной части и вертикально смахиваем.

Рабочее поле разделено на три сектора:

  • предпросмотр;
  • имеющиеся фото-, видео- и аудиоматериалы;
  • дорожка для редактирования.
Как смонтировать видеоролик в iMovie

Во вкладке «Фото» выбираем нужные фотографии и добавляем на дорожку для редактирования. Чтобы настроить длительность показа фотографии, необходимо выбрать ее, а затем растянуть за желтые метки-манипуляторы вправо (чтобы увеличить время показа) или влево (чтобы сократить время показа).

Как смонтировать видеоролик в iMovie

Добавить музыкальное оформление так же просто, как фото и видео. Во вкладке «Аудио» находим понравившуюся мелодию и добавляем на дорожку для редактирования. Выбрав дорожку, можно настроить ее громкость, скорость и тип звучания.

Добавить фото- и видеоматериал, а также записать голосовой комментарий можно в процессе создания видеоролика, выбрав соответствующие значки в правом нижнем углу экрана.

Как смонтировать видеоролик в iMovie

Нажимаем на кнопку просмотра в секторе предпросмотра. Если готовый ролик вас устраивает, то остается только добавить его название.